Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, вступивший в силу в 2005 году, предполагает обязательства развитых стран по сокращению выбросов, устанавливаемые на определенный срок, а также рыночные механизмы их выполнения. Первый период обязательств по протоколу заканчивается 31 декабря 2012 года, на переговорах 2011 года в ЮАР участники протокола договорились запустить второй период с 1 января 2013 года, передает РИА «Новости».
О своем отказе участвовать в нем заявили Россия, Япония и Новая Зеландия, а также Канада, которая в декабре 2011 года официально вышла из соглашения. Таким образом, обязательства в рамках Киото-2 приняли ЕС, Австралия, Казахстан, Украина, Белоруссия, Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн и Монако.
Согласно тексту принятой поправки, каждая страна-участница протокола, взявшая обязательства во втором периоде, не позднее 2014 года должна оценить установленный ею уровень обязательств и до 30 апреля того же года представить в секретариат соглашения информацию о возможности его повышения.
Поправка также предполагает полный перенос во второй период обязательств по протоколу так называемого «горячего воздуха» - квот на выбросы CO2, накопленных в 2008-2012 годах за счет резкого снижения выбросов парниковых газов в 1990-х годах. На полном переносе настаивали в первую очередь Россия, Украина и Польша, обладающие наибольшими запасами таких квот, против него выступали развивающиеся страны и экологические организации.
При этом на операции с квотами накладывается ограничение в 2% от их общего объема, кроме того, ЕС, Австралия и ряд других стран-участниц второго периода обязательств представили политические декларации об отказе покупать «горячий воздух». Вопрос дальнейшей судьбы квот после 2020 года пока остается открытым.
Проект документа также содержит условие, призванное ограничить дальнейшее накопление «горячего воздуха» путем сопоставления обязательств во втором периоде и реальных уровней выбросов в 2008-2010 годах. Россия во время заседания заявила о нарушении правил процедуры в связи с принятием поправки без рассмотрения возражений РФ, Белоруссии и Украины.
Член российской делегации на переговорах в Катаре Олег Шаманов заявил, что Россия в процессе ратификации поправки к Киотскому протоколу, утвержденной на переговорах в Дохе, учтет обстоятельства ее принятия, которые считает «беспрецедентным нарушением процедуры».
«Это было беспрецедентное нарушение процедуры и абсолютно неприемлемый способ принятия юридически значимых решений по поправкам вопреки не только процедурным положениям конвенции, но и здравому смыслу», - сказал Шаманов в кулуарах заседания.
«Вместо того чтобы работать на укрепление и консолидацию международных усилий, подобного рода деятельность только наносит серьезнейший ущерб доверию», - подчеркнул представитель российской делегации.
Он отметил, что с процедурной точки зрения РФ «зафиксировала свое несогласие как с субстантивными положениями.... так и с порядком ведения заседания катарским председательством, которое абсолютно не вписывается в принятую в системе ООН практику».
«Следует пояснить, что российская делегация, работавшая в течение двух недель над документами, практически была готова поддержать все документы. Проблемы у нас вызывал только документ по Киотскому протоколу в части всего лишь двух его элементов», - сказал Шаманов.
Он напомнил, что российская делегация считает неоправданным изменение правил протокола, касающихся переноса квот на выбросы, накопленных в первом периоде обязательств, «задним числом». Второе замечание РФ, также поддержанное Украиной и Белоруссией, касалось одного из положений проекта поправки, призванного ограничить накопление квот в случае перевыполнения обязательств путем сопоставления их уровня во втором периоде и реальных уровней выбросов в 2008-2010 годах.
«Решение принято, однако мы не можем согласиться с легитимностью решения в части, касающейся этих двух пунктов», - заключил Шаманов.
По его словам, эти обстоятельства будут учтены при прохождении поправкой к Киотскому протоколу необходимых процедур, установленных национальным законодательством РФ.
«Я глубоко убежден, что подобного рода решение, принятое вопреки здравому смыслу, конечно же, будет иметь самые негативные последствия для того, как уважаемым коллегам из Украины и Белоруссии придется работать (в рамках протокола)», - сказал Шаманов.