«Во вступительном слове мы рекомендовали присяжным слушать не эмоции, а изучать фактические обстоятельства, подтвержденные документально», - сообщил «Интерфаксу» Бондарь.
Он добавил, что на первом заседании со вступительным словом также выступила сторона обвинения, был решен ряд процессуальных вопросов. На заседании присутствовали оба подсудимых: капитан подлодки Дмитрий Лаврентьев и матрос Дмитрий Гробов. Следующее заседание по этому делу назначено на 20 декабря.
Заседание проходит в закрытом режиме с участием присяжных заседателей. В ходе нового процесса защита намерена добиваться оправдательного вердикта для обоих подсудимых.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 7 декабря с четвертой попытки удалось собрать коллегию присяжных. Однако и защитник, и гособвинитель после отбора присяжных с четвертого раза выступили с заявлениями о различных нарушениях. Так, адвокат заявил, что в коллегию вошли люди, которые ранее заявляли самоотвод, а прокурор сказал, что был нарушен принцип «равные должны судить равных»
В интервью газете ВЗГЛЯД адвокат Андрей Князев пояснял, что если две стороны заявляют о нарушениях, то суд должен распустить такую коллегию, поскольку потом это все равно может стать основанием для пересмотра решения.
«Ни прокурор, ни адвокат при таком раскладе могут даже не морочиться насчет самого процесса, а сразу писать о том, что они заявляли ходатайства, но им отказали. Особенно по таким делам, когда выносят вердикт присяжные заседатели, практически единственным основанием для пересмотра решения остается нарушение порядка отбора жюри», - говорил Князев.
Он отмечал, что многие кандидаты в присяжные намеренно отказывают от участия в процессе, который может затянуться на долгое время. «Когда много эпизодов, участников, то есть в этом случае процесс затянется как минимум на полгода. Поэтому большинство кандидатов будут искать какие-либо оправдания. Еще, конечно, когда громкое дело рассматривается в регионе совершения преступления, у многих претендентов на роль присяжного там есть знакомые, родственники, влияние общественного мнения на них больше. Ведь одно время на Кавказе не было судов присяжных именно по этой причине», - говорил адвокат.
Напомним, к повторному рассмотрению уголовного дела об аварии на «Нерпе» Тихоокеанский флотский военный суд приступил в июле 2012 года. На первом заседании защите обвиняемых: капитана Дмитрия Лаврентьева и матроса Дмитрия Гробова – удалось добиться того, чтобы дело вновь рассматривалось коллегией присяжных.
В итоге собрать коллегию присяжных по этому делу суд пытался с лета 2012 года. Были предприняты три попытки: 17 августа, 25 сентября и 31 октября. Все они провалились из-за низкой явки кандидатов в присяжные.
Авария на подлодке произошла во время ходовых испытаний в Японском море. В ночь на 9 ноября 2008 года на АПЛ внезапно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в результате чего произошел выброс фреона, от чего в двух отсеках задохнулись 20 человек: трое военных и 17 гражданских специалистов.
Жертвы были жителями Большого Камня, Комсомольска-на-Амуре и Москвы. Еще 21 человека госпитализировали с отравлением. Спустя 10 дней после ЧП на атомной подлодке «Нерпа» стало известно, что количество пострадавших в результате аварии увеличилось вдвое. За помощью к медикам обратились более 40 человек. Всего на «Нерпе» во время первых испытаний находились 208 человек.
Обвиняемыми по делу об аварии на подводной лодке «Нерпа» проходили капитан этой АПЛ Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист старшина Дмитрий Гробов. Лаврентьеву вменяли ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий – смерти по неосторожности – двум и более лицам), предполагающую санкции до 10 лет лишения свободы.