«Мне предлагали за 15 миллиардов продать «Беларуськалий»: 10 миллиардов в казну, а пять миллиардов – мне, куда скажу», – сказал Лукашенко.
Мне предлагали за 15 миллиардов продать «Беларуськалий»: 10 миллиардов в казну, а пять миллиардов – мне, куда скажу
По его словам, с таким предложением к нему направили его российского друга «московские олигархи». В середине 2011 года Лукашенко оценил «Беларуськалий» в 30 миллиардов долларов, передает РИА «Новости».
Он добавил, что является противником приватизации государственной собственности, однако выступает за поддержку частного бизнеса.
«Процесс приватизации сдерживается, а вот частная собственность у нас не тормозится. Я категорический противник приватизации в том виде, в каком она привнесена на наше постсоветское пространство. Я видел только варварскую приватизацию, и везде она принимала в конечном виде тот же оборот», – заявил Лукашенко.
«Только то предприятие, которое ты создал сам, для тебя будет ценно, я убежден в этом. Я от сохи сюда пришел, я не сын президента или министра», – отметил глава государства.
Лукашенко считает неправильным приватизировать предприятия, которые созданы «народом и приносят нормальные дивиденды государству».
«Зачем его продавать? Тем более что никто не купит по рыночной цене. Зачем таким образом приватизировать? Я категорически против приватизации в таком виде», – подчеркнул он.
Президент сообщил, что распорядился аннулировать списки предприятий, которые должны быть приватизированы, передает «Интерфакс».
«У нас нет списков приватизированных предприятий. Потому что, как только появились списки, люди пошли ко мне: как так, ты хочешь нас продать? То есть предать? Я сказал: «Отмените эти все списки, у нас может быть продано целиком или по частям предприятие любое», – сказал он.
Лукашенко отметил, что в России существует перечень стратегических предприятий, приватизация которых невозможна. «У нас стратегических предприятий нет. Они были, был Белтрансгаз, но и его мы продали Газпрому», – продолжил президент.
Он подчеркнул, что никто из потенциальных инвесторов пока не выразил желания приобрести активы белорусских компаний за их реальную рыночную стоимость.
В то же время он обратил внимание, что не следует смешивать понятия приватизации и частной собственности.
«Нельзя связывать приватизацию и частную собственность. Частная собственность – это достояние любого общества, но она должна быть приобретена и выстрадана. Приходи и создавай у нас свое частное предприятие, но за свои деньги или кредит в банке», – сказал Лукашенко.
«Мы не против частной собственности, если есть предпринимательство или частная инициатива. Но я не хочу, чтобы то, что принадлежит всему народу, чтобы пришел пацан в 28 лет и купил его. Я не хочу, чтобы было так», – подчеркнул президент Белоруссии.
В прошлом году белорусские власти заявляли о намерении приватизировать часть крупных предприятий, включая ОАО «Беларуськалий», один из крупнейших в мире производителей и поставщиков калийных солей, на 100% принадлежащий государству.
Президент Лукашенко заявлял, что готов приватизировать предприятие, исходя из оценки в 30 млрд долларов. Кроме того, белорусские власти сообщали о планах провести IPO Беларуськалия через полтора–два года.
Покупкой контрольного пакета акций «Беларуськалия» заинтересовались структуры российского бизнесмена Сулеймана Керимова, основного акционера Уралкалия.
По словам гендиректора Уралкалия Владислава Баумгертнера, российская компания считает «Беларуськалий» интересным активом, однако пока не видит условий для его приватизации. Баумгертнер заявлял в октябре, что компания по-прежнему заинтересована в приобретении контрольного, а не миноритарного пакета акций «Беларуськалия».