По его словам, наметившаяся тенденция, когда определенная часть общества объявляет себя новым классом, который «якобы имеет исключительное право решать главные политические проблемы страны», означает в первую очередь то, что «через 20 лет после своей заявки на создание новой демократической правовой России значительная часть нашего образованного и материально состоятельного общества нисколько не приблизилась к пониманию и внутреннему принятию основ демократического гражданского общества и правового государства».
«И что эта часть нашего общества столь чужда осмыслению трагического исторического опыта собственной страны, что в стремлении объявить себя «более равной» готова развязать сначала классовую борьбу, а затем и классовую войну», – пишет Зорькин в статье, опубликованной в «Российской газете».
В связи с этим председатель КС напоминает, что демократия по определению является «властью народа», что подразумевает «политическое равноправие граждан и решающее воздействие их большинства на формат и состав власти». При этом в современном понимании равноправие ничем не ограничивается, а значит граждане – это весь народ без исключения, отмечает Зорькин.
«Напомню также, что упомянутое равноправное политическое воздействие большинства относится и к современному варианту «либеральной демократии», на который ссылаются «более равные». И в котором помимо безусловного права народного большинства определять состав и содержание политической власти оговариваются и некоторые особые права меньшинств в виде личных или групповых свобод», – продолжил председатель КС.
«Проблема неизбежных в любом (в том числе демократическом) обществе конфликтов убеждений и коллизий интересов разного рода – от межличностных до межгрупповых и межклассовых – глубоко исследовалась, начиная с античности, – продолжает Зорькин. – И это привело к созданию (опять-таки общепринятого) механизма разрешения таких конфликтов и коллизий, который называется правовым государством».
Он отмечает, что как юрист хорошо понимает, «как создавались представления о правовом государстве Аристотелем, Цицероном, Блаженным Августином, Кантом, Гегелем и их последователями». «Мы в России знаем, в каких мучительных раздумьях формировались представления о формах и механизмах продвижения к правовому государству у таких отечественных мыслителей, как Борис Чичерин, Николай Бердяев, Борис Вышеславцев, Иван Ильин, Павел Новгородцев, Богдан Кистяковский, Петр Струве, Семен Франк и многие другие», – продолжает он.
«И мне как юристу и как гражданину больно видеть, как считающая себя «наиболее продвинутой» часть российского общества и своей политической риторикой, и своими уличными действиями пытается до основания смести все, пока еще, увы, очень неустойчивые результаты движения нашей страны к полноценной демократии и правовому государству», – заключил Зорькин.