По его словам, проблемы с поставкой авиационного топлива, которые начались в конце августа, до сих пор не решены. «Спрос превышает предложение, авиакеросин до сих пор проблематично купить на бирже, его практически нет», - заявил источник «Интерфакса».
Дефицит керосина связан с увеличением объема авиаперевозок, крупным заказом Минобороны и остановкой ряда НПЗ на профилактику. «Минобороны забирает большой объем, который предназначался для авиакомпаний. Весной они практически ничего не закупали, а в августе и сентябре забирали почти весь объем», - сообщил источник.
Второй источник агентства подтвердил эту информацию, добавив, что многим авиакомпаниям нефтяники не подтверждают заказанные объемы топлива. «Есть проблемы у «Владивостокавиа», им не подтвердили объемы, у Трансаэро и Аэрофлота с топливом проблем пока нет. Но дефицит авиатоплива в московском авиаузле в сентябре-октябре будет на уровне 30 тыс. - 50 тыс. тонн - это тот объем, который не в состоянии обеспечить производители», - рассказал источник.
Третий источник добавил, что московский аэропорт Домодедово запросил дополнительный объем авиакеросина на октябрь в размере 10 тыс. тонн.
«При контрактовании топлива на октябрь только один поставщик - ТНК-BP - отказался подтвердить необходимые объемы поставок в Домодедово. Аэропорт рассчитывает на урегулирование этой ситуации и на то, что все запрошенные объемы топлива поступят полностью», - сообщили в пресс-службе Домодедово, отметив, что в сентябре 2011 года ТНК-BP также отказала аэропорту в поставке топлива.
В пресс-службе ТНК-ВР заявили, что компания «точно в срок и в полном объеме выполняла и будет выполнять обязательства по поставке нефтепродуктов в рамках заключенных контрактов». «У ТНК-ВР нет обязательств по поставке авиатоплива в аэропорт Домодедово. Компания наращивает производство авиакеросина, но сложившаяся на рынке ситуация повышенного спроса на данный вид продукции не позволяет удовлетворить запросы всех потребителей», - сообщили в пресс-службе.
В пресс-службе Домодедово добавили, что во исполнение постановления правительства о недискриминационном доступе к услугам, в аэропорту созданы условия для того, чтобы перевозчики самостоятельно закупали и хранили авиатопливо.
«Таким образом, более 80% заправляемого в аэропорту Домодедово авиатоплива авиакомпании закупают самостоятельно по прямым договорам с производителями, и лишь 20% закупают топливо в ТЗК аэропорта», - добавили в компании.
Вместе с тем, согласно официальным данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи в период с 22 по 27 сентября не было заключено ни одной сделки по продаже авиационного керосина (ТС-1). 28 сентября была заключена одна сделка по продаже ТС-1, ее объем 10 тыс. тонн. На пятничных торгах авиационный керосин не продавался.
«Спрос на бирже есть, но нефтяники керосин не выставляют. Сейчас они поставляют его по прямым контрактам с авиакомпаниями по цене 25 тыс. - 26 тыс. рублей за тонну. Если выставить керосин на биржу, то его цена моментально выросла бы до 30 тыс. рублей за тонну, что привело бы к вопросам от ФАС, почему авиакеросин на бирже по 30 тыс. рублей, а по прямым контрактам - 26 тыс. рублей», - пояснил источник в одной из нефтяных компаний.
В начале сентября ситуация с поставкой авиационного керосина в аэропорты московского авиаузла стала предметом пристального внимания властей. Росавиация заявила, что обратится в Росрезерв с просьбой поставить 180 тыс. тонн топлива в аэропорты Москвы, а также попросит нефтяников восстановить поставки авиакеросина в полном объеме, а затем увеличить их на 10%.
1 сентября состоялось совещание с участием представителей Минэнерго, Минтранса, топливозаправочных компаний московского авиационного узла, а также основных поставщиков авиатоплива - ООО «ЛУКОЙЛ-Аэро», ЗАО «Газпромнефть-Аэро», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР». «Участники совещания пришли к выводу, что снижение запасов топлива вызвано резким сокращением производства авиакеросина, а также возможным отвлечением его объемов на производство зимнего дизтоплива», - сообщала Росавиация.
Минтранс подготовил проект приказа об увеличении запасов топлива в аэропортах с трех до десяти суток. Однако, по данным источников, Росрезерв пока так и не был распечатан.