Для награждения на сцену поднялись все члены жюри, и один из его членов Андрей Ерофеев под одобрительные выкрики из зала огласил победителей. Они между тем ограничились лишь интернет-перепиской с организаторами «Инновации» и за призом не явились.
Из-за этой акции «Войны» в этом году к «Инновации» был повышенный интерес: в момент появления шорт-листа ключевые активисты «Войны» Олег Воротников и Леонид Николаев находились под арестом – за следующую акцию «Дворцовый переворот» их обвинили в хулиганстве. Пока суд решал, освобождать ли Воротникова и Николаева под залог, организаторы «Инновации» исключили «Войну» из списка под предлогом несоблюдения регламента. Однако такое решение вызвало протест в арт-сообществе, а жюри премии заявило, что выбирать будет из первоначального списка номинантов.
Несмотря на то что видеозапись с акцией «Войны» появилась на выставке номинантов «Инновации», предваряющей церемонию награждения, официальное решение оргкомитета, признававшее правоту экспертного совета премии, появилось на сайте ГЦСИ позже, лишь несколько дней назад.
По традиции два лауреата в номинациях «За творческий вклад и развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России» выбираются на внеконкурсной основе и объявляются до официальной церемонии. В этом году ими стали Илья и Эмилия Кабаковы и Герман Титов соответственно.
Самым удачным кураторским проектом жюри назвало «День открытых дверей» Юрия Аввакумова – выставка была показана в ММСИ на Петровке.
Лучшим региональным проектом была признана акция Артема Лоскутова «Монстрация-2010», реализованная в Новосибирске.
Лауреатом в номинации «Теория. Критика. Искусствознание» стал Антонио Джеуза, предоставивший на суд жюри трехтомное исследование «История российского видеоарта».
Победителей в номинации «Новая генерация» оказалось двое: Анна Желудь за инсталляцию «Продолжение осмотра», показанную в ММСИ в Ермолаевском, и Арсений Жиляев за выставку «Разумный эгоизм». Он же получил специальный приз от Stella Art Foundation – стажировку в замке-студии австрийского художника Германа Нитча.
Посольство Франции поощрило Максима Сивщева (проект «Зал ожидания» в номинации «Новая генерация») трехмесячной поездкой в Париж.
Специальные призы, учрежденные фондом U-Art, получили Алиса Прудникова за 1-ю Уральскую индустриальную бьеннале современного искусства (номинация «Региональный проект») и Ирина Корина за инсталляцию «Показательный процесс» (номинация «Произведение визуального искусства»).
Для победителей «Инновации» предусмотрено денежное вознаграждение: 400 тыс. рублей за «Произведение визуального искусства», 300 тыс. за «Вклад в развитие искусства», по 250 тыс. рублей за «Кураторский проект» и «Теорию. Критику. Искусствознание», 200 тыс. за «Региональный проект» и 100 тыс. рублей за «Новую генерацию». Таким образом, общий призовой фонд составил 1,5 млн рублей.
Мероприятие собрало порядка 1 тыс. зрителей, а награждение лауреатов, которое началось с задержкой в два часа, сопровождалось вокальными этюдами финского хора.
Премия «Инновация», учрежденная Минкультуры и ГЦСИ, существует с 2005 года.
В разное время ее лауреатами становились Ольга Свиблова, Олег Кулик, Вадим Захаров, Оскар Рабин, Дмитрий Пригов, Андрей Монастырский и другие арт-деятели, передает РИА «Новости».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, участников арт-группы «Война» в ноябре прошлого года арестовали за акцию «Дворцовый переворот», в ходе которой художники перевернули милицейскую машину рядом с Михайловским замком в Петербурге.
В конце февраля члены группы Леонид Николаев и Олег Воротников были освобождены под залог. Также арт-группа «Война» известна тем, что в июне прошлого года активисты движения нарисовали на Литейном мосту в Петербурге напротив здания местного УФСБ огромный – 65-метровый – фаллический символ.