В ходе саммита также будет обсуждена ситуация в Ливии, где в гражданскую войну вмешалась иностранная коалиция, и в Японии, пострадавшей от землетрясения, цунами и последовавших за ними аварий на АЭС.
Власти ЕС уже оформили все необходимые экономические предложения, которые будут рассмотрены на саммите. В этой области сенсаций от встречи лидеров ЕС рынок не ожидает.
Саммит будет проходить на фоне практически беспрерывного роста единой европейской валюты по отношению к американской на прошедшей неделе. Курс евро побил рекорд пятимесячной давности и закрепился на отметке выше 1,4 за доллар. Однако в среду курс единой европейской валюты снижался.
Основной причиной того стала ситуация в Португалии, где законодатели не могут прийти к единому мнению касательно проекта сокращения бюджетных расходов. Представители властей ЕС, а также эксперты неоднократно подчеркивали, что евро трудно существовать без скоординированной экономической и финансовой политики стран, где применяется эта валюта.
Кризис суверенных долгов периферийных стран еврозоны продолжается, рынок по-прежнему сомневается в способностях некоторых страх оздоровить свои экономики самостоятельно.
Предполагается, что главы стран ЕС одобрят комплексный пакет мер, призванный улучшить экономическое управление в Союзе и обеспечить стабильность еврозоны. Он включает в себя европейский семестр, пакт по координации экономических политик стран еврозоны («Евро плюс пакт»), поправки к «Пакту стабильности и роста», меры по восстановлению устойчивости банковского сектора, создание постоянного Механизма финансовой стабильности (МФС) еврозоны, увеличение объема временного Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС). Ожидается, что большинство из этих инициатив обретут законодательную основу к середине года.
Европейский семестр, введенный в текущем году, обязывает все страны ЕС предоставлять свои бюджеты на рассмотрения в Еврокомиссию. «Он включает (на первом этапе) мониторинг экономической и бюджетной политики стран-членов ЕС в течение первых шести месяцев каждого года, чтобы выявить возникающие дисбалансы», - объясняется в официальных материалах к саммиту ЕС. Затем с июля каждого года будет начинаться второй этап - претворение в жизнь необходимых экономических мер по выравниванию ситуаций в экономиках отдельных стран.
Предстоящий саммит должен подтвердить приоритеты бюджетной политики и структурных реформ стран-членов ЕС, чтобы первый этап европейского семестра мог быть завершен к середине текущего года.
«Евро плюс пакт», получивший такое название лишь недавно и направленный на координацию экономических политик государств еврозоны, уже был одобрен главами региона 11 марта и родился из предложений Германии и Франции, называвшихся «Пакт конкурентоспособности».
Лидеры еврозоны на прошедшем в середине марта внеочередном саммите приняли этот пакт в облегченном по сравнению с изначальным вариантом виде. Исходный документ предлагал постепенно увеличить пенсионный возраст во всех странах до 67 лет, не индексировать зарплату на повышение потребительских цен, ввести единые нормы корпоративного налогообложения. Ряд государств региона выступили против жестких требований этого документа.
Согласованный лидерами еврозоны пакт не требует ухода от индексации зарплат, а также не ставит планку по единому пенсионному возрасту. Этот документ теперь призывает государства опираться в этих вопросах на национальный опыт, среднюю продолжительность жизни, экономическую и социальную целесообразность принимаемых решений.
На саммите 24-25 марта лидерам стран ЕС, не входящим в зону евро, будет предложено присоединиться к исполнению рекомендаций этого пакта. Правительство Венгрии, в настоящее время председательствующей в ЕС, уже заявило о нежелании присоединяться к пакту и о стремлении сохранить независимость своей налоговой политики.
«Пакт стабильности и роста» требует, чтобы объем госдолга к ВВП любой страны ЕС не превышал 60%, а дефицита бюджета - 3%. В настоящее время большинство стран ЕС нарушают эти требования. Власти ЕС уже одобрили поправки к пакту, предлагающие ввести штрафы за это, теперь свою реакцию может дать саммит глав государств ЕС. Поправки к пакту предполагают, что государства, нарушающие нормативный показатель госдолга, должны будут откладывать на специальный беспроцентный депозит 0,2% ВВП, сумма которого, в случае неисполнения предписаний по исправлению ситуации с госдолгом, будет считаться штрафом.
Касательно отдельно еврозоны может быть принято предложение по борьбе с чрезмерными экономическими дисбалансами. В ЕС будут регулярно проходить оценки экономики каждой из стран на предмет наличия внутренней разбалансировки. В случае ее обнаружения, государство должно будет принять «план коррекции» с конкретными временными рамками. Власти ЕС смогут накладывать ежегодный штраф за неисполнение плана коррекции на государства, входящие в зону евро, в размере 0,1% ВВП.
Экофин выдвинул инициативу направления штрафов, взимаемых с государств Евросоюза за нарушение соотношения дефицита бюджета к ВВП, а также с членов еврозоны за дисбалансы в экономиках, в ЕФФС, а затем - МФС.
Еврогруппа 21 марта огласила свои решения по структуре постоянного Механизма финстабильности еврозоны. Его объем составит 700 млрд евро, из которых 80 миллиардов придется на оплаченный капитал, а 620 млрд - на капитал по востребованию и гарантии стран еврозоны. При этом эффективная кредитная мощность фонда должна составить, как и предполагалось ранее, 500 млрд евро. Еврогруппа предлагает странам еврозоны внести 40 миллиардов евро в 2013 году, а остальные 40 млрд евро - в течение последующих трех лет. Такая структура МФС, по мнению финансовых властей евросоюза, позволят ему получить рейтинг «ААА».
Увеличение временного фонда финстабильности до 440 млрд евро с 250 млрд евро главы 17 стран еврозоны одобрили 11 марта, а также согласовано Еврогруппой. Временный фонд был создан весной 2010 года после того, как от дефолта была спасена Греция. Он применялся пока лишь однажды - для оказания помощи Ирландии. Цель ЕФФС и МФС, который придет ему на смену в середине 2013 года, - оказывать финансовую поддержку проблемным странам ЕС, не допуская шоковых ситуаций для экономики ЕС в целом.
Ожидается, что у обоих фондов будет возможность приобретать облигации на первичном рынке, однако лишь «в исключительных случаях». Ранее в понедельник глава ЕЦБ Жан-Клод Трише в очередной раз сказал, что регулятор хотел бы предоставить возможность фонду выходить не только на первичный, но и на вторичный рынок облигаций. Однако эта идея пока не поддержана.
«Саммит ЕС обсудит ситуацию в Ливии после принятия резолюции 1973», - говорится в материалах к мероприятию. С середины февраля в этой стране проходят выступления с требованием ухода Муаммара Каддафи, который правит страной более 40 лет.
СБ ООН 17 марта принял резолюцию номер 1973, которая предусматривает закрытие воздушного пространства для ливийской авиации, возможные боевые действия без применения наземных сил, а также замораживание счетов Национальной нефтяной компании Ливии и ее Центрального банка. В субботу международная коалиция, в которую входят, в частности, США, Великобритания, Франция, Италия и Канада, начала военную операцию против сил Каддафи.
«Саммит ЕС оценит меры поддержки (Японии), ситуацию в энергетическом секторе. Он выразит готовность предоставления дополнительной поддержки в случае запроса», - отмечается в материалах к собранию. Совет планирует обсудить и безопасность АЭС в Европе.
Евросоюз направил в среду первую партию гуманитарной помощи Японии, пострадавшей от разрушительного землетрясения и цунами. Ранее Еврокомиссия сообщала, что более 500 тыс. жителей этого государства нуждаются в поддержке.
Министры энергетики стран-членов Евросоюза подтвердили на текущей неделе необходимость проведения стресс-тестов европейских АЭС. Идея их проведения возникла после аварий в Японии. В настоящее время ведется обсуждение критериев проведения стресс-тестов, в ближайшие недели может быть разработан список параметров, по которым будут оцениваться риски работы станций. При тестировании будут приниматься во внимание и возраст, и местоположение АЭС, передает РИА «Новости».