«В центре мы намерены сконцентрировать тысячелетние знания о таком феномене, как шаманизм. Морально-нравственная составляющая этой древнейшей религии огромна. Мы приглашаем на лекции ученых-историков, краеведов и действующих шаманов, которые рассказывают о бурятских обрядах, праздниках, о сути тайлагана (молебен) и камлания - это ритуальные действия шамана, во время которых он общается с духами», - рассказал Саганов, передает «Интерфакс».
Он отметил, что сотрудники Бурятского госуниверситета создают экспозицию по истории и атрибутам шаманизма, на которой будут представлены исторические фотографии, шаманские бубны и другие предметы культа.
«Работа центра предусматривает научные экспедиции в различные регионы России, где существует шаманизм. Ветвей у этой религии много. Есть шаманы якутские, тувинские. Даже у нас в округе шаманы делятся этнически на эхиритов и булагат - по древним бурятским родам. Кстати, представители этих местных шаманских объединений в минувшем году побывали в США, где общались с индейцами-шаманистами и даже пообещали им подарить юрту. В свою очередь индейцы выразили пожелание посетить наш регион и познакомиться с сибирскими храмовыми местами, с жизнью бурят», - сказал Саганов.
Изучение шаманских обрядов также планируется не только на территории Иркутской области, но и в Бурятии, Агинском округе и Монголии.
Саганов подчеркнул, что у бурятской молодежи интерес к шаманизму огромен. «Появляются совсем молодые шаманы. Это же не профессия, а дар. Например, у нас есть 29-летний шаман, который не знает бурятского языка, но во время обряда впадает в транс и начинает говорить на старобурятском. Эти феноменальные способности вызывают удивление», - сказал Саганов.
По словам Саганова, Центр изучения бурятской религии намерен внести свой вклад в возрождение обычаев и традиций бурятского народа. В частности, поддерживать работу по сохранению сакральных, храмовых мест.
Например, в поселке Бохан есть поклонная гора Шаманка, где когда-то проводились тайлаганы и приносились в жертву десятки лошадей и овец. У подножия горы лежал камень, на котором были выбиты изображения солнца, луны, животных. Здесь же протекал лечебный родник - аршан. Сейчас камень разбит, а родник засох. В ближайшее время местные шаманы и бурятские старейшины намерены освятить эту гору.