«Самолет опоздал, хотел наверстать время. Не должен был стартовать и вообще садиться. Чего еще тут искать?» – сказал Валенса.
«Надо начинать с того, что эта поездка не должна была иметь места. Премьер нас представлял (7 апреля в Катыни). Президент мог дать ему текст и попросить прочитать над гробами», – отметил он.
7 апреля 2010 года главы правительств РФ и Польши Владимир Путин и Дональд Туск участвовали в мероприятиях, посвященных 70-летию трагических событий в Катыни.
По словам Валенсы, его не удивил обнародованный в среду доклад МАК.
«С сожалением говорю, что намного больше ошибок совершил польская сторона. С той (российской) стороны была только одна ошибка: надо было запретить посадку», – сказал Валенса журналистам.
По его мнению, на диспетчеров оказывалось некоторое давление.
«Но какое? Если они и позвонили и спросили, что делать, так как поляки хотят сажать самолет, а погода плохая, – то, скорее всего, в Москву. Ответ им дали такой: максимально все уладить, так как будет скандал, если мы не пустим президента Польши. Они (диспетчеры) попали в безвыходную ситуацию», – считает Валенса.
Международный авиационный комитет (МАК) 12 января обнародовал окончательный отчет о расследовании, согласно которому непосредственной причиной крушения самолета президента Польши Леха Качиньского признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа, передает РИА «Новости».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее в четверг премьер Польши Дональд Туск заявил, что Варшава не допустит ситуации недопонимания с Москвой, которая может помешать улучшению двусторонних отношений.
«После смоленской катастрофы между политиками возникло взаимопонимание, появилась атмосфера солидарности. Мы не можем допустить ситуации, в которой какое-либо недопонимание может помешать улучшению отношений», – подчеркнул польский премьер.
Также Туск отметил, что Польша согласна с утверждениями, содержащимися в отчете МАК по крушению польского Ту-154 под Смоленском. «Польшу беспокоят недостатки (информации) в докладе, а не сами его утверждения», – сказал премьер. По его мнению, наибольшая ответственность за авиакатастрофу под Смоленском лежит на польской стороне. «Нам хватит отваги ничего не фальсифицировать», – заявил он.
При этом Туск заявил, что, с точки зрения польской стороны, доклад не является полным.
В то же время президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что поддерживает позицию правительства по докладу Международного авиационного комитета (МАК) о причинах смоленской авиакатастрофы.