Минкультуры 19 февраля этого года уведомило на своем сайте о том, что не намерено продлевать трудовой договор с Леонидом Костюком, занимавшим пост директора Цирка на Вернадского с 1984 года. Однако затем ведомство объявило о своем решении пойти навстречу Костюку, учитывая его грядущий 70-летний юбилей и заслуги перед цирковым искусством, и продлило с ним контракт со 2 марта по 31 декабря 2010 года.
С 1 января, по решению министра культуры РФ Александра Авдеева, Костюк останется работать в цирке на Вернадского в качестве художественного руководителя, а на должность директора цирка ведомство посчитало целесообразным назначить Анатолия Марчевского - в прошлом известного клоуна, а ныне (с 1994 года) директора и художественного руководителя Екатеринбургского цирка.
В Минкультуры обосновали грядущее назначение Марчевского тем, что он - известный и уважаемый в цирковых кругах человек, обладающий огромным опытом творческой и административной работы, а его цирк в Екатеринбурге - один из самых успешных в России.
«Весь коллектив нашего цирка - от оркестра, до заслуженных и народных артистов - не хочет прихода Анатолия Марчевского. Как можно навязывать кандидатуру коллективу из 800 человек, которые не хотят видеть в своем цирке этого лидера?», - рассказал Костюк в интервью РИА «Новости».
По его словам, никому не понятно, откуда возникла необходимость менять одно руководителя на другого, к тому же на менее опытного. «Когда мне объявили, что контракт со мной не будут продлевать, то объяснили это тем, что нужно давать дорогу молодым. Если бы мне на смену пришел молодой перспективный человек - которому за 30 или за 40 лет - с новыми экономическими и творческими идеями, то это было бы понятно. Но с Анатолием Марчевским мы почти ровесники - мне 69, а ему сейчас 63 года, - пояснил собеседник. - И сейчас он руководит хорошим, но вполне рядовым Екатеринбургским цирком».
Костюк подчеркнул, что, в отличие от Екатеринбургского, Большой Московский цирк - «это не рядовое предприятие». «Мы в год создаем по 10-12 новых номеров, создаем новые спектакли, мы занимаемся гастрольной деятельностью за рубежом и в России. У меня огромный объем работы, с которым Марчевский не сталкивался. Его цирк - это просто хорошая прокатная площадка для гастролирующих программ. Сам он ничего не создает, во всяком случае, в таком объеме», - пояснил собеседник.
По его словам, многие артисты говорят, что с приходом Анатолия Марчевского они уедут работать за границу и не вернуться в Россию.
«Коллектив уже подготовил письма в различные высокие инстанции, они готовы пойти и на забастовки, и на митинги. Но я сдерживаю людей, говорю, что так подобные вопросы не решаются. Я еще раз попытаюсь объяснить ситуацию министру, поговорю с главой Комитета по культуре Госдумы Ивлиевым, буду пытаться решить этот вопрос корректным путем», - рассказал Костюк.
При этом он отметил, что вовсе не собирается занимать директорский пост «до ста лет», и готов выдвинуть свои кандидатуры на эту должность, помочь своему преемнику, поделится опытом.
«Есть действительно достойные кандидатуры молодых талантливых людей - и из нашего цирка и из Росгосцирка. Я пока не хочу называть конкретные фамилии, но некоторых мы уже обсуждали на недавно прошедшем совете Союза цирковых деятелей», - уточнил собеседник.
Костюк также признался, что с приходом Марчевского опасается присоединения Большого Московского цирка, находящегося в муниципальном ведении, к Российской государственной цирковой компании. «К сожалению, на сегодняшний день Росгосцирк - это убыточная организация. Если наш цирк вольется в компанию, то станет дойной коровой, но за счет одного прибыльного цирка все равно не получится поднять экономику десятков убыточных предприятий - и Большой Московский цирк тоже, в конце концов, станет убыточным. Все, что создавалось нами 26 лет, будет разрушено», - добавил Костюк.
Со своей стороны Анатолий Марчевский рассказал РИА «Новости», что его кандидатуру на пост директора Большого Московского цирка предложил в Минкультуры сам Леонид Костюк: «Назначение меня директором цирка на проспекте Вернадского - это не мое решение, а министра культуры. Я государев человек, если мне оказано такое доверие, я должен работать. Более того, в феврале, когда в министерстве культуры решался вопрос о кандидате на эту должность, Костюк сам назвал меня», - сказал Марчевский.
Он подчеркнул, что никаких претензий к Леониду Костюку у него нет. «Я уважаю этого человека, он достойный руководитель, выдающийся артист, но это решение министерства - кому быть, кому не быть», - отметил собеседник. - Я вырос и живу в цирковой семье, и все, что дорого для Костюка, дорого и для меня. Никаких кардинальных реформ я не собираюсь проводить. Любые творческие и административные внедрения готов обсуждать с коллективом».
По поводу перспективы присоединения Большого Московского цирка к компании Росгосцирк с его приходом на пост директора Анатолий Марчевский сказал, что «цирк на проспекте Вернадского государственный, а не частный, и этот вопрос будет решать министерство культуры, а не директор, и если мне это поручат, я буду выполнять».