В частности, среди приведенных в списке МИД России фактов значатся: нарушения договора о СНВ-1, договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), Конвенции о запрещении химического оружия, конвенции о запрещении биологического оружия (КБТО), Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, нарушения в области международных режимов экспортного контроля.
#{weapon}В документе, опубликованном в субботу на сайте внешнеполитического ведомства РФ, говорится, что в период действия ДСНВ-1 так и не был снят ряд российских озабоченностей в отношении его соблюдения. В частности, по ряду летных испытаний баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) Трайдент-II, осуществлявшихся с Восточного ракетного полигона США, заблаговременные уведомления и телеметрическая информация российской стороне не передавались.
Российская сторона неоднократно высказывала озабоченности в связи с несанкционированным переоборудованием пяти шахтных пусковых установок (ШПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на полигоне Ванденберг в пусковые установки ракет-перехватчиков, что противоречит положениям договора. Остался открытым также вопрос относительно процедур переоборудования американских тяжелых бомбардировщиков (ТБ) B-1 в бомбардировщики, оснащенные под неядерные вооружения, а также их базирования. США так и не представили убедительных доказательств того, что использованный ими набор процедур обеспечивает невозможность обратного переоборудования неядерных ТБ в ядерный вариант.
Что касается договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), то США для отработки элементов системы ПРО используют целое семейство ракет-мишеней, имитирующих широкий спектр баллистических ракет средней дальности: НERA (дальность стрельбы – до 1 тыс. 200 км), LRALT (до 2 тыс. км), MRT (до 1 тыс. 100 км). Осуществление запусков указанных изделий трактуется в соответствии с договором о РСМД как испытания баллистических ракет наземного базирования средней дальности «нового типа», что является прямым нарушением его основополагающего положения – статьи VI, запрещающей «производить ракеты средней и меньшей дальности и проводить их летные испытания», утверждают в МИД РФ.
В Москве упоминают и о нарушениях США в области ядерного нераспространения. В частности, в результате нарушений мер радиационной безопасности и правил хранения радиоактивных материалов на ряде американских предприятий и организаций только в период с 1996 по 2001 гг. было утеряно около 1 тыс. 500 источников ионизирующих излучений.
По утверждению российской стороны, законодательство США в области нераспространения и уничтожения химического оружия позволяет американской стороне уклоняться от выполнения требований Конвенции о запрещении химического оружия. Президенту Соединенных Штатов предоставляется право отказывать в проведении предусмотренных Конвенцией инспекций на американских химических объектах. Кроме того, пробы, взятые в ходе подобных проверок, могут быть запрещены к вывозу за пределы территории страны.
Правительство США представило в технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) доклад о ликвидации в период с 2003 по 2008 гг. части иракского химического оружия (ХО). Согласно представленным материалам, в указанные сроки американскими войсками в Ираке были найдены химические пробы отравляющих веществ (ОВ) и химические боеприпасы. Все пробы и часть боеприпасов с неизвестным ОВ были направлены для идентификации в США, где их затем утилизировали. При этом своевременное информирование ОЗХО ни по факту обнаружения, ни по факту ликвидации ХО американцами не проводилось. Данные о проведенной дегазации местности в документах отсутствуют.
Таким образом, представленные в ОЗХО документы подтверждают факт нарушения США положений Конвенции по процедурам объявления и уничтожения ОВ, сообщает «Интерфакс».