Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев в ходе своего выступления заявил, что ВЭБ готов стать оператором национальной платежной системы.
У нас в стране исторически принято о присутствующих говорить не в третьем лице, а обращаясь по имени отчеству, и если говорится фамилия, то, как правило, добавляются имя и отчество. Алексей Леонидович, просил бы вас об этом не забывать
«ВЭБ как институт, созданный государством для преодоления инфраструктурных ограничений роста, готов стать той платформой, на базе которой могла бы быть создана и процессинговая структура, база данных и, собственно, основные операторские функции по созданию национальной платежной системы», − сказал он.
По мнению Дмитриева, ВЭБу взять эти функции на себя позволит разветвленная филиальная сеть, которая может появиться после создания Почтового банка на базе Связь-банка. Глава госкорпорации напомнил, что наблюдательный совет ВЭБа на прошлой неделе одобрил стратегию развития Связь-банка, предусматривающую создание на его базе новой кредитной организации совместно с «Почтой России».
Дмитриев отметил, что для внедрения в России национальной платежной системы необходимо как можно скорее принять закон о ней и определиться с созданием некоммерческого оператора. Он подчеркнул, что у ВЭБа, если он будет выбран в качестве такого оператора, на создание этой системы может уйти год после принятия соответствующего закона.
Глава ВЭБа отметил, что существующие сейчас региональные платежные системы не получили массового распространения. «В нашей стране запущен целый ряд региональных проектов, в которых, прежде всего, участвует Сбербанк. Но, во-первых, массового распространения внедрение этих систем не получило. А, во-вторых, региональные платежные системы, основанные на компетенции и услугах одного банка, не тиражируются в других регионах», − сказал он.
По его мнению, преодолеть эти проблемы может создание национальной платежной системы, которая не основана на коммерческих принципах и доступна практически для всех желающих.
Дмитриев отметил, что оператор национальной платежной системы не должен быть коммерческим институтом, одним из коммерческих банков. «Эта ситуация нарушала бы конкуренцию в банковской среде», − сказал он.
По оценкам ВЭБа, в национальной платежной системе могли бы принять участие порядка 80% российских банков. Предполагается, что они через оператора могли бы работать с населением и взаимодействовать с госорганами.
Вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин, курирующий в правительстве финансовую тематику, на выступление Дмитриева отреагировал достаточно резко.
«В отношении национальной платежной системы Дмитриев в своем выступлении высказал спорный, и я бы даже сказал, концептуально неверный подход к национальной платежной системе. Сейчас такой законопроект готовится, есть рабочая группа, которая готовит его, включая Министерство финансов, Минэкономразвития, ЦБ, привлекаем представителей банков, которые создали наиболее мощные процессинговые системы», − сказал Кудрин.
«Что мне кажется не вполне верным в выступлении Дмитриева − он национальную платежную систему как мощную отечественную систему по проведению расчетов, на базе которой можно использовать разные продукты: социальные карты, платежные, карты, связанные с платежными системами Visa или «Сберкарт», − путает с национальной платежной системой. Это процессинговые центры, которые могут помочь развить любые такие продукты. В данном случае ВЭБ считает, что он или Почта-банк, по сути, может стать базой для такой системы. Я думаю, это не одно и то же», − продолжил министр финансов.
«Есть еще время для проработки, работа над законом завершается, и мы еще можем все вопросы взвесить. У нас в правительстве такое предложение ВЭБа не обсуждалось, сегодня для меня были несколько неожиданными эти предложения», − отметил Кудрин.
Президент о самом предмете спора высказался нейтрально: «Естественно, все это надо будет пообсуждать, и у меня в проекте поручений по итогам сегодняшнего заседания Госсовета содержится соответствующая формулировка без указания того, на какой базе это все будет делаться. Но срок короткий − до 1 февраля 2010 года».
А вот форму ведения дискуссии Дмитрий Медведев подверг критике.
«И второй момент, совсем мелкий, но важный: у нас в стране исторически принято о присутствующих говорить не в третьем лице, а обращаясь по имени отчеству, и если говорится фамилия, то, как правило, добавляются имя и отчество. Алексей Леонидович (Кудрин), просил бы вас об этом не забывать», − сказал президент. «Извините, я учту это», − ответил вице-премьер, на что Медведев сказал, что просить извинения нужно не у него, сообщает «Интерфакс».