«Этот кризис стал для меня огромным разочарованием и уроком. Я впервые вижу такую манеру вести переговоры как у наших российских и украинских партнеров. Подписываются соглашения, за которыми не следует абсолютно никаких действий. Такого я не видел, даже когда был посредником в ходе переговорных процессов в Африке», - сказал глава Еврокомиссии.
В то же время он подчеркнул, что отношения с Россией и Украиной «остаются приоритетными для Евросоюза», однако газовый кризис «нанес тяжелый удар» по имиджу этих стран.
Глава Еврокомиссии сообщил, что пригласил президента Украины Виктора Ющенко в Брюссель, чтобы обсудить последствия газового кризиса и другие проблемы.
В то же время он подчеркнул, что ЕС «не ищет виноватых в кризисе» и «не намерен судить намерения сторон».
«Мы имеем дело только с объективным фактом. Если газ перестал поступать, то его поставки должны возобновиться», - заявил Баррозу.
Однако «безотносительно от того на какой стороне лежит большая ответственность», ЕС намерен «вынести уроки» из газового кризиса, сообщает ИТАР-ТАСС.
В то же время, Баррозу не исключил, что Европейская комиссия рассматривает возможность подачи судебных исков в связи с российско-украинским газовым конфликтом.
«Я попросил наших юристов представить все варианты правовых действий», - сказал еврокомиссар.
«Это касается как частных компаний - что они могут и должны сделать - так и государственных компаний», - отметил президент Еврокомиссии.
Глава Еврокомиссии призвал Евросоюз к снижению зависимости от российского газа, диверсификации источников энергии и транзитных путей, передает Reuters.
Именно поэтому Баррозу призвал направить дополнительно 5 млрд евро из неиспользованных европейских фондов на развитие энергетической инфраструктуры ЕС.
«Газовый кризис продемонстрировал, что Европа должна с большой серьезностью относиться к проблеме энергобезопасности», - подчеркнул он.
Говоря о последствиях кризиса, он подчеркнул, что благодаря европейской солидарности страны сообщества «смогли пережить этот кризис с минимально возможными потерями».
Это стало возможным благодаря перераспределению газовых запасов внутри ЕС и перекрестных поставок газа в наиболее пострадавшие от кризиса страны.
В то же время экстренные меры, предпринятые Евросоюзом для ограничения последствий кризиса, выявили недостаточное развитие газотранспортной инфраструктуры внутри ЕС, равно как и потребность создания стратегических запасов газа во всех без исключения европейских странах.