Справки

16 августа 2024, 20:01

Вертолет Ка-50 «Черная акула»

Фото: Евгений Биятов/РИА Новости

Отечественный ударный вертолет, способный с одинаковой эффективностью уничтожать пехоту, бронированную технику, воздушные цели и укрепленные огневые точки противника. Может круглосуточно работать как на открытой местности, так и в городских условиях. Отличается высоким уровнем автоматизации процессов, боевой живучести и маневренности. Активно применялся в рамках Второй Чеченской войны. Серийно производился на протяжении 14 лет и никогда не поставлялся на экспорт.

История создания вертолета Ка-50

Разработка полноценной замены Ми-24 началась в декабре 1976 года в ответ на появление у американцев перспективной модели AH-64 «Апач». Создание конкурсных проектов было поручено конструкторским бюро Миля и Камова. Они предложили прототипы Ми-28 и В-80 соответственно. Как ни странно, по результатам конкурса были приняты на вооружение обе машины. Проектированием будущего Ка-50 занималась группа инженеров во главе с Сергеем Михеевым. В 1981 году они собрали первый летный экземпляр и приступили к наземным исследованиям.

Интересные факты: у этой модели множество прозвищ. Конструкторы называли ее просто «изделие 800». В натовской классификации вертолету было присвоено наименование Hokum («жульничество, обман»). Кроме того, в западных странах за машиной закрепилось неофициальное название Werewolf («Оборотень»). Но свое российское прозвище «Черная акула» вертолет получил благодаря съемкам в одноименном приключенческом фильме.

Летом 1982 года летчик-испытатель Николай Бездетнов впервые поднял эту машину в воздух. По результатам 27 испытательных полетов комиссия Минобороны СССР признала превосходство В-80 над Ми-28 по соотношению цены и качества, а также ЛТХ. Осенью 1985 года было принято окончательное решение о начале серийного производства данной модели. На это не повлияло даже падение летного образца из-за перехлеста лопастей, которое привело к гибели пилота несколькими месяцами ранее.

Осенью 1991 года вертолет, которому присвоили обозначение Ка-50, был отправлен на британский авиакосмический салон в Фарнборо. С 1990 по 1995 год машина успешно прошла государственные и войсковые испытания и была принята на вооружение. Но из-за распада СССР и экономической нестабильности массового производства наладить не удалось. К началу 2009 года, когда от серийного выпуска отказались, было построено только 16 экземпляров.

Особенности конструкции Ка-50

В связи с установкой на вертолет современной автоматики конструкторы решили сосредоточить функции пилотирования, навигации и ведения боя в руках одного летчика. Машину оснастили соосной противовращающейся системой несущих винтов, которая может обеспечивать высокий уровень маневренности без использования рулевого винта. Благодаря ей машина способна выполнять крены, петли, воронки и эффективно уклоняться от огня с земли. Лопасти и кабина защищены системой противообледенения.

Была выбрана конструкция фюзеляжа самолетного типа, разделенная на три блока технологическими разъемами. В передней части разместили технический отсек c аппаратурой прицеливания «Шквал-В» и обзорно-поисковым оборудованием. Там же располагается бронированная кабина пилота, которая выдерживает попадание 12,7-мм бронебойных патронов и 23-мм снарядов. Ее защищают алюминиевые и стальные листы массой 350 кг, а также прозрачная броня и укрепленное оргстекло.

Предусмотрена возможность ручного вскрытия кабины для аварийной эвакуации. Катапультирование летчика обеспечивает ракетно-парашютная система К-37-800. Кабина герметична, вентиляция, поддержка нормального уровня давления и температуры происходит за счет воздуха, нагнетаемого двигателями. Для полетов на высотах до 6000 метров используется кислородное оборудование ККО-ВК-ЛП. В комплект снаряжения пилота также входит летный противогаз.

В задней части машины находятся два мягких топливных бака, гидросистема, электроаппаратура различного назначения, боекомплект авиапушки, а также элементы механизма рулевого управления и другие агрегаты. Они скомпонованы таким образом, чтобы критически важные блоки были защищены менее значимыми. В хвостовой части располагается бортовое радиоэлектронное оборудование, стабилизатор, киль (и еще два боковых), а также руль направления. Корпус выполнен из алюминия и композитных материалов.

Ключевым элементом бортовой электроники является комплекс ПрПНК-80 «Рубикон». Он отвечает за расчет курса, скорости и координат машины. Отслеживает отказы подсистем и осуществляет самоконтроль в автоматическом режиме. Этот комплекс состоит из пяти бортовых вычислительных машин, которые отвечают за ведение боя, навигацию и поиск целей (четыре ЦВМ 20-751), а также управление вооружением (ЦВМ 80-30201). В его состав входит и ПНК-800 «Радиан» – автопилот с системой определения положения машины в пространстве.

Интересные факты: за наведение управляемых ракет отвечает комплекс «Шквал-В», укомплектованный ТВ-камерой с лазерным дальномером. Он обеспечивает поиск, захват и автоматическое сопровождение цели, а также стабилизацию изображения. Работает в связке с нашлемной системой целеуказания «Обзор-800», которая реагирует на движения головы летчика. Но подготовка бортового вооружения к бою осуществляется в автоматическом режиме системой управления оружием «СУО-800М».

Связь обеспечивается с помощью УКВ-радиостанции Р-868, которая передает звуковой сигнал командным пунктам и союзным сухопутным силам. За передачу закодированной информации на землю и воздушным судам как по закрытому, так и по открытому каналам связи отвечает Р-800Л1. Аппаратура контроля и предупреждения «Экран» проверяет работоспособность основных элементов машины и сигнализирует пилоту в случае выхода из строя конкретного блока. В случае ее отказа эти функции дублируются системой «Алмаз-УП-48».

Все ключевые элементы вертолета (двигатели, гидроагрегаты, системы управления и охлаждения) защищены средствами автоматического пожаротушения. Предусмотрена возможность включения вручную дополнительного тушения в случае необходимости. За регистрацию полетных данных на протяжении последних трех часов работы отвечает система «Тестер УЗ». Для самообороны применяется устройство выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей УВ-26, а также аппаратура лазерной разведки Л-140 «Отклик».

Характеристики и преимущества вертолета Ка-50

Длина машины составляет 15,6 м, высота – 4,9 м. Ее масса без боекомплекта равна 7700 кг, но она может поднять в воздух до 3100 кг груза. Диаметр каждого из трехлопастных несущих винтов – 14,45 м. Вертолет способен эффективно выполнять боевые задачи на расстоянии до 450 км и выдерживать перегрузки до 3,5 g. Перегоночная дальность полета составляет 1100 км. В фюзеляже расположены два бака на 1870 литров топлива. Еще четыре бака могут размещаться на внешней подвеске.

Вертолет оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА, мощность каждого из которых составляет 2203 л. с. Они способны работать автономно и в аварийном режиме около 30 минут. Благодаря им машина развивает скорость до 315 км/ч и поднимается на высоту до 5,5 км со скоростью 28 м/c. Она укомплектована трехстоечным колесным шасси с базой 4910 мм, но может садиться и «на брюхо» в критических случаях. Крейсерская скорость вертолета равна 260 км/ч, а при пикировании он может ускоряться до 390 км/ч.

На борту установлена 30-мм автоматическая пушка Шипунова/Грязева 2А42 с 460 снарядами. Она ведет огонь как бронебойными, так и осколочно-фугасными боеприпасами. Для уничтожения бронированной техники предусмотрены ПТУР «Вихрь». Они располагаются на крыльях в устройствах УПП-800 (по шесть штук с каждой стороны). Опционально применяются ракеты класса «воздух – земля» Х-25МЛ, а также «воздух – воздух» Р-73 и «Игла-В».

На внешней подвеске закрепляются четыре блока Б-8В20А с 20 неуправляемыми 80-мм ракетами С-8 или два блока Б-13Л5 с 122-мм ракетами С-13 в каждом. Также предусмотрена возможность использования неуправляемых авиаракет С-24 или фугасных бомб ФАБ-100/120/250/500, кассетных зарядов РБК-250/500, зажигательных баков 3Б-500 и контейнеров КМГУ-2. Эти боеприпасы используются для поражения наземных целей.

Основные модификации вертолета Ка-50

В 1996 году появилась версия, приспособленная к работе в ночное время суток: Ка-50Н «Ночная акула» (позднее переименована в Ка-50Ш). Она была оснащена ОЭС «Самшит-50» с ночным ТВ-каналом и переработанным базовым прицельным оборудованием с инфракрасными датчиками. Могла пользоваться спутниковой навигацией и отличалась улучшенной авионикой кабины пилота. К 1999 году ей на смену пришла вторая модификация Ка-50Н с обновленными ГОЭС-330 и 520. Серийное производство этих машин так и не началось.

В 1997 году для участия в турецком тендере на поставку ударных вертолетов была создана модификация, получившая наименование Ка-50-2 «Эрдоган». Ее разрабатывали совместно с израильтянами. Экипаж машины расширили до двух пилотов. Оснастили ее современным оборудованием и новыми видами вооружений. Разработка прекращена на стадии демонстрационных полетов. В середине 1996 года началось производство усовершенствованной двухместной модификации Ка-52 «Аллигатор», которая в итоге вытеснила базовую версию.

Боевое применение и современное использование

«Черная акула» впервые открыла огонь по живой силе 6 января 2001 года в рамках Второй Чеченской войны. Тогда для полноценной проверки машины была сформирована боевая ударная группа из двух Ка-50 и двух Ка-29 (для разведки и наведения на цель). Конструкция лопастей позволила вертолетам легко маневрировать в ущельях и противостоять неожиданным порывам ветра. При поддержке Ми-24 «Черная акула» поразила склад боеприпасов возле населенного пункта Комсомольское.

Интересные факты: поуправлять машиной можно в компьютерных играх War Thunder, DCS: Ка-50 «Черная акула» и авиасимуляторе серии LockON. Она является главным героем одноименного фильма 1993 года. Один из вертолетов установлен в качестве памятника на площади Славы в городе Арсеньеве в 2016 году, так как неподалеку располагается предприятие, производившее эти машины. Ка-50 участвовал в ряде учений, в том числе «Граница 2004».

6 февраля ударную группу применили для уничтожения укрепленного лагеря боевиков, а через неделю – для поиска и ликвидации восьми целей. В итоге за 45 суток было совершено 49 вылетов без потерь. Единственное повреждение получил борт №25, лопастей которого достигли осколки от выпущенного по цели снаряда. Вертолет подтвердил свою надежность и боевую эффективность в условиях высокогорья и при плохой погоде, а также продемонстрировал превосходство по аэродинамике над всеми армейскими бортами.

В 2005 году начальник Генштаба ВС РФ Юрий Балуевский отметил эффективность этих машин и призвал оснастить ими подразделения спецназа. Но в 2009 году их сняли с производства, так как использование Ка-52 оказалось экономически целесообразнее. В итоге на вооружении ВВС РФ оказалось всего 12 единиц. При этом к 2011 году летать могли только шесть машин. Их использовали для подготовки курсантов и в качестве учебных пособий, но постепенно отказались и от этой практики.

Вывод

«Черная акула» опередила время, но из-за недофинансирования проекта слишком долго ждала своего часа, поэтому оказалась не востребована. Непрактичной оказалась и ставка на сосредоточение всех функций в руках одного пилота. Однако это не помешало Ка-50 стать одним из самых известных и популярных боевых вертолетов в истории. Кроме того, развитие серии успешно продолжается благодаря Ка-52 и другим модификациям.

Вам может быть интересно

ЕС добавил в санкционный список 41 нефтяной танкер
Темы дня

Эстонская оборона стала зависеть от русского языка

Эстонское военно-политическое руководство разрывается между связанными с русским языком противоречиями. С одной стороны, военные жалуются на призывников, которые говорят только на русском и не понимают эстонских команд. С другой, признано неверным решение вовсе не брать русских призывников в армию. Почему этот конфликт стал краеугольным для Сил обороны Эстонии?

Искусственный интеллект обнажил шаткость французской власти

Президент Франции Эммануэль Макрон возмущен: по соцсетям расходится фальшивый ролик о государственном перевороте во Франции. Он сделан настолько убедительно, что «новости» поверили даже некоторые зарубежные лидеры. Реакция на фальшивку показывает не только мощь искусственного интеллекта, но и слабость французских властей.

В Госдуме назвали «художественным свистом» британские обвинения ГРУ в «запугивании» Бельгии

Премьер Бельгии призвал Европу «прыгать вместе»

Премьер-министр Финляндии извинился за расистский скандал

Новости

Каллас оценила шансы на изъятие Европой активов России

Шансы согласия Евросоюза на изъятие российских активов составляют «50 на 50», заявила глава европейской дипломатии Кая Каллас.

США предупредили Европу о необходимости вернуть активы России

Американская администрация негативно смотрит на намерение Европы разделаться с российскими активами и частным образом предупреждают европейских коллег о неизбежном – необходимости отдать деньги России, которые они намерены отнять.

Литва призвала ЕС к «смелым решениям» против Газпрома, Новатека и Лукойла

Президент Литвы Гитанас Науседа выступил за включение Газпрома, «Новатэка» и «ЛУКОЙЛа» в новый санкционный пакет Евросоюза, отметив необходимость решительных мер, сообщает The Guardian.

Пашинян попросил Россию восстановить ж/д пути в Азербайджан и Турцию

Премьер-министр Армении Никол Пашинян обратился с просьбой к России в кратчайшие сроки восстановить железнодорожные пути из Ерасха и Ахурика для возобновления сообщения с Азербайджаном и Турцией.

Китай поддержал попавшую под американскую блокаду Венесуэлу

Китай выразил поддержку Венесуэле после того, как президент США Дональд Трамп объявил о морской блокаде танкеров, сообщили СМИ.

Жители стран Запада почувствовали значительный рост стоимости жизни

В крупнейших демократиях мира сохраняющиеся сложности с ростом стоимости жизни подталкивают избирателей к поиску новых политических решений, сообщает Politico.

В Петербурге арестовали напавшего с ножом на учителя подростка

Несовершеннолетнего, атаковавшего с ножом преподавателя школы в Петербурге, отправили под стражу по решению суда, сообщили в объединенной пресс-службе судов города в четверг.

Экспертиза подтвердила психическое расстройство Долиной при продаже квартиры

Экспертиза подтвердила, что певица Лариса Долина подписывала договор купли-продажи своей квартиры в состоянии психического расстройства из-за действий мошенников, однако Верховный суд признал право собственности на недвижимость за покупателем, следует из решения суда.

Бельгия запретила Европе распоряжаться активами России без учета ее требований

По словам бельгийских чиновников, даже если остальные страны ЕС примут решение большинством, средства, размещённые в депозитарии Euroclear в Брюсселе, не будут освобождены. Таким образом, попытки обойти мнение Бельгии будут бесполезными, передает Politico.

Песков опроверг обсуждение вопроса С-400 на встрече Путина и Эрдогана в Ашхабаде

Повестка переговоров между президентами России и Турции Владимиром Путиным и Тайипом Эрдоганом не включала вопрос российских зенитных ракетных комплексов С-400, сообщил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

Юшков оценил рекордную газовую сделку Израиля и Египта

Каир никогда не был крупным импортером американского сжиженного газа. Поэтому рекордное газовое соглашение Израиля с Египтом не повлечет последствий для США. Для России же идеальным вариантом было бы, если бы газ с «Левиафана» оказался запертым на израильском рынке, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Игорь Юшков.

Грузия заявила о враждебной политике властей Украины

Президент Украины Владимир Зеленский проводит по отношению к Грузии и ее народу открыто враждебную политику, заявил председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили на пресс-конференции в четверг, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси
Мнения

Борис Акимов: Многодетность на время или на всю жизнь

Сегодня из законодательного посыла следует, что многодетность – это временное явление, связанное с экономическими лишениями членов семьи и поэтому требующее поддержки. Притом что в основе поддержки многодетной семьи должна быть идея уважения и, больше того, прославления многодетности.

Сергей Лебедев: Сталин вывел Россию на пик могущества, заплатив колоссальную цену

18 декабря – верифицированная историками дата рождения Иосифа Сталина. По итогам его правления наша страна оказалась на пике своего могущества. Не отрицая личную ответственность советского руководства за экономические и политические просчеты, следует признать, что использованные подходы принесли свои плоды.

Глеб Кузнецов: Европу терзает детский страх перед непонятным миром

Взросление в новой европейской логике невозможно. Оно даже не обсуждается. Вопрос не «как нам стать взрослыми», а «как вернуть хорошую маму» в виде США с возможностью манипуляции через бабайку, в роли которого выступает, конечно, Россия.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов