Происшествия

23 марта 2016, 17:25

Турецкий сухогруз проигнорировал указания обойти опоры Керченского моста

Фото: Michael Klimentyev/Zuma/Global Look Press

Версий столкновения турецкого сухогруза «Лира» с опорами Керченского моста как минимум две: невнимательность экипажа, проигнорировавшего указания диспетчера, либо недосмотр российских чиновников, разрешивших плавать без лоцмана. На строительстве моста авария не скажется, но строители готовы судиться с владельцем судна. Оно уже задержано.

Причины

Причиной столкновения турецкого сухогруза «Лира» с мостом через Керченский пролив стало отсутствие лоцмана на судне, сообщает Flash Crimea со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. «Росморпорт ранее принял решение разрешить прохождение через Керченский пролив судов, подобных «Лире», без лоцманской проводки. Столкновение – результат чиновничьей безалаберности», – отметил источник.

Кто тогда допустил их на корабль, кто разрешил выходить в море?

Президент Союза транспортников России и первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов призвал сперва тщательно во всем разобраться. Однако у него уже сейчас вызывают вопросы действия турецкого экипажа.

«Осознавали – не осознавали, нужно смотреть, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Но если даже не осознавали, значит, речь идет о непрофессионалах. Кто тогда допустил их на корабль, кто разрешил выходить в море? Думаю, к тем, кто принимал такие решения, и нужно предъявлять претензии». Также эксперт выразил уверенность, что для российских специальных органов столкновение с опорами моста будет хорошим сигналом на будущее. «Они очень внимательно отнесутся к нынешней истории», – полагает он.

Вторая версия заключается в том, что экипаж принадлежащего компании Turkuaz Shihhing Corp сухогруза «Лира» под управлением капитана – гражданина Турции неоднократно игнорировал требования наземных служб вернуться на нормальный курс. Диспетчеры предупреждали турецкий сухогруз об опасности, о чем свидетельствует расшифровка переговоров, оказавшаяся в распоряжении ТАСС.

«Лира», предупреждение, вы идете опасным курсом, измените курс влево, держите курс 067 град. Между буями», – говорил диспетчер службы управления движением в Керченском проливе, обращаясь к капитану судна 19 марта в 23.30.

«Лира», измените курс влево»; «Лира», капитан, вы идете опасным курсом»; «Лира», капитан, остановите ход вперед, полный назад», продолжал диспетчер.

Но по каким-то причинам не последовало ни ответа капитана «Лиры», ни изменения опасного курса.

Судя по расшифровке переговоров, столкновение сухогруза с опорами строящегося моста произошло в 23.35 19 марта. Через две минуты после этого капитан сообщил, что «старший помощник проверяет» состояние судна. Позже в радиоэфире появился капитан парома «Победа». «Мы проходили мимо, между свай заехала «Лира», – сказал он диспетчеру.

Впрочем, по словам главы Центра морского права Василия Гуцуляка, подобные «требования» диспетчера не носят обязательный характер. Окончательное решение принимает капитан, и «за все, что происходит с судном, в конечном счете несет ответственность он».

«Любые указания службы управления движением на самом деле носят рекомендательный характер. Так же как и во взаимоотношениях с лоцманом, который прокладывает путь, капитан волен послушать его или принять самостоятельное решение», – пояснил Гуцуляк газете ВЗГЛЯД.

Эксперт уверен, что столкновение с опорами произошло случайно, потому что «камикадзе среди капитанов нет». При этом он напомнил, что 90% всех аварий на море связаны с человеческим фактором. Чрезвычайные ситуации могут объясняться как низкой квалификацией экипажа, отсутствующим штурманом, лоцманом, так и природными причинами.

Район Азовского моря считается у моряков сложным для судоходства. Во-первых, здесь мелководье. Во-вторых, обстановка постоянно меняется: то полный штиль, то большая нагонная волна, представляющая серьезную опасность. «В этих условиях управлять судном и не сбиться с курса бывает трудно», – отметил Гуцуляк.

У российских пограничников претензий к экипажу нет – международных норм моряки не нарушили. «В Азовском море, куда шла «Лира», есть и российские, и украинские порты, и кроме как через Керченский пролив к ним из Черного моря не добраться», – рассказали «Комсомольской правде – Крым» в пресс-службе пограничного управления ФСБ по Крыму.

Последствия

Глава Центра морского права не думает, что начнется уголовное преследование участников ЧП. Все-таки ответственность будет лежать в сфере гражданско-правовых отношений. Когда будет точно установлен ущерб, прояснятся обстоятельства дела, скорее всего, будет суд. И в порядке обеспечения требований пострадавшей стороны судно может быть арестовано, объяснил он.

#{smallinfographicleft=757822}По данным источника ТАСС в морских службах, протаранивший опоры Керченского моста сухогруз уже задержан в Таганроге. «Днем 20 марта после получения заявления на задержание судна в связи с инцидентом сотрудники порта осмотрели «Лиру». Видны следы свежей краски по борту – пытались скрыть следы столкновения с опорой. Судно задержано по морским правилам на 72 часа. Стоит в Таганроге. Судно старое – более 30 лет», – рассказал он. Источник добавил, что сейчас выясняется наличие страховки и возможность получения с владельцев сухогруза компенсации за повреждения опор моста.

Источник ТАСС на страховом рынке при этом отметил, что риски по строящемуся Керченскому мосту, скорее всего, были не застрахованы, поэтому выплаты от коммерческих страховщиков не последуют.

Ссылаясь на собственные источники, LifeNews отмечает, что ущерб будет оценен в десятки миллионов рублей, а сам инцидент разрешат в судебном порядке. На восстановление разрушенной опоры, по данным издания, может уйти до нескольких месяцев.

В инфоцентре «Крымский мост» газете ВЗГЛЯД сообщили, что инцидент с сухогрузом никак не повлияет на строительство рабочего моста в Керченском проливе. «Тем более это не окажет никакого влияния на сроки строительства основного моста в Крым», – добавили там.

В инфоцентре также рассказали, что строительно-монтажные работы на мосту не мешают судоходству. При этом все суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, информированы о строительных работах. Помимо обязательного оповещения, действующего с лета прошлого года, зона работ ограничена специальными навигационными знаками.

Столкновение произошло еще 19 марта, но информация об инциденте появилась только сейчас. В результате была уничтожена опора № 80. Также уничтожены две маячные сваи, а опоры № 79 и № 81 имеют смещения, рассказали газете ВЗГЛЯД в Управлении федеральных автомобильных дорог «Тамань».

В каком-то смысле строителям повезло. Ведь сухогруз врезался в опору не того моста, который в итоге свяжет Крым и Краснодарский край, а вспомогательного, необходимого для строительства основного. Рабочие мосты прокладываются навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла в направлении фарватера.

Кстати, на Керченском мосту возведут специальные гидротехнические сооружения для защиты его опор от инцидентов. Эти работы запланированы в соответствии с проектом, утвержденным Главгосэкспертизой еще в феврале, так что о влиянии мелкой аварии на масштабное строительство говорить не приходится.

Текст: Иван Чернов

Вам может быть интересно

Симоньян предположила убийство Беннетта за правду о войне на Украине
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?