Утром в субботу следствие склонялось к трем основным версиям крушения Boeing в Ростове-на-Дону, рассказал представитель СК Владимир Маркин. «Отрабатываются различные версии произошедшего, среди которых ошибка в действиях экипажа самолета, техническая неисправность борта, сложные метеоусловия и другие факторы. Расследование уголовного дела продолжается», – цитирует его РИА «Новости».
На какой-то период времени погодные условия улучшились, и они попытались прорваться в это «окошечко». Но как мы видим, очень сильный был ветер
На сайте ведомства уточняется, что возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
«Предварительно установлено, что примерно в 3 часа 40 минут самолет рейса 981 «Дубаи – Ростов» компании FlyDubai при заходе на посадку потерпел крушение. Самолет коснулся земли и разлетелся на куски. По предварительным данным, на борту находились 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Все они погибли», – рассказал Владимир Маркин.
По распоряжению главы СК Александра Бастрыкина создана усиленная следственная группа, в которую вошли не менее 50 специалистов, в том числе московские криминалисты, имеющие опыт расследования авиационных происшествий. Днем в субботу они начали искать останки погибших, чтобы отправить фрагменты тел на идентификацию, судебно-медицинскую и генетическую экспертизу. При этом работу следователей осложняет погода: идет дождь с мокрым снегом. «Наряду с этим продолжается поиск бортовых самописцев, один из которых к настоящему моменту уже обнаружен», – добавили в СК.
Также следователи начали изымать летную документацию и изучать действия оперативных служб аэропорта, а также устанавливать контакты с авиакомпанией FlyDubai, представители которой в ближайшее время ожидаются в Ростове.
Представитель Южного следственного управления на транспорте Оксана Коврижная заявила «Интерфаксу», что следствие склоняется к двум версиям: ошибке пилотирования в связи с ухудшением метеоусловий (то есть и погода, и человеческий фактор вместе) либо технической неисправности. Плохую погоду и ошибку пилотов в качестве основных версий рассматривает и Минтранс, о чем в эфире телеканала «Россия 24» сообщила советник главы ведомства Жанна Терехова. Источник «Интерфакса» в экстренных службах добавил, что версия теракта сейчас никем не рассматривается среди основных.
Хвостом или крылом о землю
Уже известно, что катастрофа произошла при повторном заходе на посадку в сложных метеоусловиях: сильный дождь и плохая видимость. Источник в экстренных службах Ростовской области рассказал РИА «Новости», что, по предварительным данным, при повторном заходе самолет зацепился хвостом о землю.
Источник в правоохранительных органах рассказал, что пилоты пытались посадить судно в 1.35, однако по каким-то причинам не смогли этого сделать. «После этого самолет два часа кружил над городом, вырабатывая топливо, и около 3.30 попытался произвести посадку», – сказал он.
Генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко пояснил РБК, почему между первой и второй попытками посадки самолет мог находиться в воздухе около двух часов. «Пилоты могли ждать улучшения погодных условий. Наверное, на какой-то период времени погодные условия улучшились, и они попытались прорваться в это «окошечко». Но как мы видим, очень сильный был ветер, 22 метра в секунду, а самолет был загружен менее чем на треть. Полупустым самолетом труднее управлять, когда дует сильный ветер, тем более порывистый», – пояснил он.
«Сейчас все специалисты сходятся во мнении, что благополучной посадке самолета помешали неблагоприятные погодные условия. По нашей информации, первая попытка посадки самолета выполнялась при ветре 17 метров в секунду, а вторая попытка посадки выполнялась при еще большем ветре. В других аэропортах были более благоприятные условия, и у экипажа было достаточно топлива, чтобы либо уйти куда-то на запасной аэродром, либо еще ждать. Когда они упали, у них топлива было еще достаточно для двух часов полета», – добавил эксперт.
Заслуженный летчик-испытатель Виктор Заболоцкий в эфире телеканала «Россия 24» напомнил, что окончательное решение о посадке или уходе на другой аэродром принимает командир судна. «Те борта, которые ушли на запасные аэродромы, правильно приняли решение: условия были сложными. При таком ветре посадить большой самолет сложно», – отметил он. «Должно быть мастерство, но не трюкачество. Может быть и сдвиг ветра, и масса неизвестных причин. Посадить можно, но очень опасно», – добавил эксперт.
Аэропорт работал нормально
Какие-либо технические проблемы, связанные со взлетно-посадочной полосой или работой аэропорта, власти отрицают. Глава Ростовской области Василий Голубев сообщил: «Аэропорт в прошлом году, начиная с марта месяца и до июня, прошел реконструкцию, прошла реконструкцию взлетно-посадочная полоса... Взлетно-посадочная полоса в хорошем состоянии».
«Самолет упал, не долетев до полосы 250–300 метров, – сказал он. – Другой версии падения самолета, кроме погоды, не рассматривают, у меня такой информации нет».
«Как видно на одной из видеозаписей, со стороны аэропорта произошло резкое снижение самолета уже в начале взлетно-посадочной полосы. Самолет шел на посадку, и затем резкое падение. Как говорят эксперты, это воздушная яма, которая потащила самолет левее центра взлетно-посадочной полосы. И останки самолета разбросаны так, что находятся левее самой взлетно-посадочной полосы», – приводит слова губернатора НТВ.
Площадь разброса обломков самолета составляет порядка тысячи квадратных метров. Голубев также отметил, что решение о посадке в таких метеоусловиях должен принимать командир экипажа. В связи с этим одна из главных версий авиакатастрофы – ошибка пилота. О подробностях крушения рассказали и в МЧС России. Там признали, что борт полностью разрушился еще в самом начале ВПП.
НТВ добавляет, что в интернете появилась аудиозапись, предположительно, последних переговоров экипажа упавшего Boeing с наземными службами. Подлинность записи пока не подтверждена, но на ней слышно, как диспетчер предупреждает экипаж о непростых погодных условиях в аэропорту: видимость 6 километров и сильнейший ветер. И получает ответ от экипажа, что в таком случае лайнер уходит на второй круг.
Также опосредованно на крушение могло повлиять то обстоятельство, что пилоты Boeing прежде не садились в этом аэропорту. По данным источника в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧП, командир экипажа в Ростове-на-Дону прежде никогда не приземлялся. Да и почти весь экипаж состоял из иностранцев. Сообщается, что только один член экипажа был россиянином, остальные – грек-киприот (командир экипажа), граждане ОАЭ, двое испанцев.
Бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов рассказал «Вестям», что самолет – «современнейший, у которого все посадки совершаются в автоматическом режиме». «Уход на второй круг – это не только штатная ситуация, это грамотное, зрелое и профессиональное решение командира корабля», – полагает он.
«Мне кажется, тут могли быть две причины авиакатастрофы: человеческий фактор и возможные просчеты в погодных условиях у наших служб, которые работают в Ростове-на-Дону. Второй круг – не такая уж и трагическая ситуация», – в свою очередь рассказал Metro летчик, летавший на Boeing 737-800, Виталий Атаев-Трошин.
Мартиролог из 62 имен
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в ночь на субботу в аэропорту Ростова-на-Дону потерпел крушение самолет Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai, выполнявший рейс из Дубая. На борту находились 55 пассажиров, включая 33 женщин, 18 мужчин, четырех детей, а также семь членов экипажа. Среди погибших есть иностранцы. По предварительным данным, речь идет о гражданах Украины, Узбекистана, Индии, Испании, ОАЭ. МЧС опубликовало список жертв, большинство из которых россияне.
Президент Владимир Путин выразил соболезнования всем, кто потерял близких, и поручил сделать все необходимое для семей погибших. В воскресенье в Ростовской области будет объявлен траур.
После случившегося аэропорт на двое суток прервал свою работу.