В понедельник председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов призвал депутатов Госдумы как можно скорее принять ранее внесенные поправки к закону о СМИ – они призваны защитить журналистов, работающих в зоне военных действий, в том числе в, пожалуй, самой горячей точке на карте мира – в Донбассе. «Мы инициировали поправки... которые предусматривают повышенную ответственность государства и работодателя за жизнь сотрудника СМИ. Конечно, у нас есть профессиональный долг и отвага, желание рассказать всему миру о том, что творится, но надо думать и о своей жизни, о своей семье и детях», – цитирует «Интерфакс» главу Союза журналистов.
Анатолий, не раздумывая, нажал на кнопку записи. В этот момент в него и попала пуля
Не прошло и двух недель после известия о гибели близ Луганска спецкора ВГТРК Игоря Корнелюка и звукорежиссера Антона Волошина, как из зоны так называемой «антитеррористической операции» пришла новая трагическая новость.
Под обстрелом, который вели украинские силовики в Донецке, погиб оператор Первого канала Анатолий Клян. Ему было 68 лет. «Трагедия произошла рядом с одной из воинских частей, куда съемочная группа приехала делать очередной репортаж», – сообщили в эфире телеканала коллеги Анатолия – новостная служба Первого канала.
«К воинской части № 1428 на территории Донецка на автобусе подъехали матери солдат-срочников, чтобы забрать своих сыновей домой. В этом же автобусе находились журналисты», – сообщает телеканал LifeNews, чья съемочная группа также попала под обстрел.
«Едва автобус с женщинами и сотрудниками СМИ, в числе которых был и погибший сотрудник Первого канала, подъехал к военчасти, украинские военные открыли по нему огонь», – передал с места событий корреспондент LifeNews.
«Когда корреспондент увидел в небе сигнальную ракету и сказал: «Снимай!», Анатолий, не раздумывая, нажал на кнопку записи. В этот момент в него и попала пуля», – сообщили коллеги погибшего оператора, сотрудники Первого канала.
В распоряжении LifeNews имеется видеозапись обстрела автобуса украинскими силовиками. На кадрах видно, как пассажиры обстрелянной машины борются за жизнь смертельно раненного журналиста. Также видно, как водитель автобуса, несмотря на тяжелое ранение, уводит автобус с женщинами и журналистами из-под обстрела украинских силовиков. По утверждению телеканала, сначала стрельбу по автобусу вели из автоматов, а после, когда корреспондентам удалось укрыться, украинские военные применили тяжелое вооружение, гранатометы и минометы.
«Есть предположение, что обстрел велся со стороны улицы Стратонавтов, с той части, которая захвачена украинскими силовиками, где они окопались», – пояснил газете ВЗГЛЯД вице-премьер Донецкой народной республики Андрей Пургин. Собеседник подтвердил ранее поступившее сообщение о том, что водитель автобуса получил ранение в шею.
Как ранее заявил глава правительства ДНР Александр Бородай, некая инициативная группа приняла решение привезти солдатских матерей к воинской части, где служат их сыновья, и потребовать «отпустить детей по домам» – это было сделано без ведома властей республики, подчеркнул Бородай. «Проявление разгильдяйства, приведшее к человеческим жертвам, – подчеркнул премьер ДНР. – С теми, кто повел туда людей, мы будем разбираться по всей строгости». По словам Бородая, генпрокуратура Донецкой республики возбудила уголовное дело по факту гибели российского журналиста.
Ранее официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил о том, что СКР возбудил дело по статьям «Убийство в связи со служебной деятельностью» и «Применение запрещенных средств и методов ведения войны». Маркин сообщил «Интерфаксу» о том, что дело об убийстве Анатолия Кляна «будет соединено в одном производстве с уголовным делом, возбужденным ранее по факту применения военнослужащими вооруженных сил Украины, членами
Национальной гвардии Украины и боевиками «Правого сектора*» запрещенных средств и методов ведения войны».
МИД России требует от украинских властей провести объективное расследование гибели оператора Первого канала и строго наказать виновных. «Мы скорбим и выражаем соболезнования его родным и близким, – говорится в опубликованном в понедельник заявлении внешнеполитического ведомства. – Гибель российского журналиста вновь убедительно показала, что силовые структуры Украины явно не желают деэскалации вооруженного конфликта на Востоке страны, блокируют и без того хрупкое перемирие».
«Неприменение силы»?
Подчеркнем, что в ночь на понедельник, когда в Донецке украинские «борцы с террором» вели стрельбу по автобусу с солдатскими матерями и журналистами, формально продолжало действовать прекращение огня. Срок «неприменения силы», продленного президентом Украины Петром Порошенко на 72 часа, заканчивается вечером 30 июня. Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, бойцы украинских карательных батальонов, находящихся на содержании олигархов (включая неонацистов из «Правого сектора»), собравшись на киевском майдане, потребовали отменить перемирие и ввести в Донбассе военное положение.
Однако, судя по сообщениям, поступающим из зоны «прекращения огня», украинские силовики фактически не только не соблюдают приказ собственного президента, но и применили химическое оружие – об этом в понедельник заявил лидер партии «Новороссия» Павел Губарев со ссылкой на министра обороны ДНР, командующего республиканским ополчением Игоря Стрелкова. Напомним, что ранее в российском МИДе констатировали, что на Украине против мирных жителей применяют запрещенное оружие. Полковник Стрелков также сообщил, что «продолжается обстрел Славкурорта. Применены 240-мм гаубицы. Там несколько очагов сильных пожаров».
В понедельник настоятель Александро-Невского собора Славянска протоиерей Николай Фоменко сообщил о том, что украинские каратели второй раз за перемирие начали обстрел, под который попал и храм. «Обстрел начался в 10.00, во время литургии, – сообщил о. Николай. – Люди как раз запели «Отче наш», когда был произведен первый залп с горы Карачун. Потом было еще несколько залпов, и один из снарядов попал в хлебный киоск «Паляница», находящийся в нескольких метрах от храма. Его разорвало, все, что осталось, сгорело. Продавец, услышав первый залп, выбежала – это ее и спасло».
«Мне пишут, что там в Донецке до сих пор бахает не по-детски. Детонируют боеприпасы. Ну как говорится... Ой! А зачем вы, негодяи, полезли?!» – сыронизировал в своем блоге министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, подтвердивший, что склад боеприпасов, расположенный на территории военной части в Донецке, был взорван по его приказу.
Похоже, что единственное условие перемирия, которое исполняет украинская сторона, – обмен заложниками. Впрочем, как сообщил вице-премьер ДНР Андрей Пургин, в украинском плену по-прежнему находится не менее 400 бойцов ополчения.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ