В среду порядка 400 осужденных колонии № 3 Иркутска для бывших силовиков устроили акцию неповиновения. 39 заключенных в знак протеста против тюремного режима порезали себе руки.
В тюрьме содержится 1300 человек, большинством из них были совершены тяжкие преступления, им назначены большие сроки
«26 июня в колонии № 3 снова произошла акция протеста среди осужденных. Она была более масштабной по сравнению с первой, случившейся 23 июня. В среду в 9.30 по местному времени (4.30 по Москве) заключенные после утренней проверки вышли на плац, их было порядка 400 человек. 39 из них нанесли себе порезы предплечий», – рассказала газете ВЗГЛЯД представитель ГУ ФСИН России по Иркутской области Ольга Хинданова.
По ее словам, раны оказались неглубокими, поверхностными. «Этим осужденным на месте оказали медицинскую помощь, надели сдавливающие повязки. Теперь угрозы здоровью заключенных нет», – заверила Хинданова.
Она отметила, что осужденные потребовали встречи с представителями СМИ. «На территорию колонии были приглашены три съемочные группы. Все участники акции протеста пообщались с журналистами, рассказали им снова о своих проблемах. Каждый пожаловался на свое: кто-то на высокие цены в магазине, кто-то – на некачественную медицину, кто-то – на большой срок, который ему назначил суд. Но в общем все эти осужденные требовали послабления режима. Например, многие просто не хотят выходить на зарядку», – перечислила сотрудница иркутской ФСИН.
После беседы с журналистами, примерно в 12.00 по местному времени (7.00 по Москве), когда наступило обеденное время, осужденные разошлись – кто в отряды, кто в столовую.
«В настоящее время ситуация в колонии нормализовалась. В среду здесь присутствовали уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин, руководитель областной прокуратуры Игорь Мельников, начальник иркутского Управления ФСИН России Павел Радченко. Начиная с 23 июня ведется прием осужденных по личным вопросам, выясняются конкретные недовольства. Эта работа продолжится и сейчас», – сказала Хинданова.
Ольга Хинданова рассказала, что первопричиной конфликта стало то, что несколько заключенных отказались выполнять требования администрации.
«23 июня вечером осужденным объявили, что на вечернюю проверку надо явиться в форме с рубашкой с коротким рукавом. Несколько человек появилось на проверке одетыми не по форме, в связи с чем сотрудник колонии сделал им замечание. На что осужденные отреагировали очень агрессивно, высказывали недопустимые выражения. Тогда сотрудник взял одного из осужденных и повел в дежурную часть для дачи письменного объяснения, а остальные подумали, что его поместят в ШИЗО. В результате в дежурную часть пришли 15 осужденных, которые стали требовать встречи с начальником учреждения и руководством ГУ ФСИН области», – рассказала представитель ведомства.
После этого группа зачинщиков организовала толпу на акцию протеста. «С зачинщиками также проводится работа, с ними проведут беседу психологи. Нужно успокоить людей, объяснить им законность их требований», – рассказала она, отказавшись при этом назвать, в каких органах раньше работали зачинщики.
#{smallinfographicleft=427277}Между тем, по данным местной ФСИН, акция неповиновения в колонии для бывших силовиков происходит впервые.
«Здесь находятся люди с высшим образованием, настроенные на диалог, поэтому спецназ или другие силовые методы не применялись. Колония № 3 – колония строгого режима. Здесь отбывают наказание бывшие сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, судов и чиновники. В настоящее время в тюрьме содержится 1300 человек, большинством из них были совершены тяжкие преступления, и им назначены большие сроки лишения свободы. Нельзя сказать, что условия содержания здесь гораздо лучше, чем в других колониях, только потому, что содержатся бывшие силовики», – сказала Ольга Хинданова.
Относительно жалоб на высокие цены в тюремном магазине представитель ГУ ФСИН отметила, что действительно там был выявлен случай завышения: «По этому вопросу уже начальник колонии заявил, что заключат договоры с другими поставщиками товаров, с более приемлемыми ценами», – сказала Хинданова.
Что же касается зарплат заключенных, они такие же, как и во всех других иркутских колониях. «В этой колонии очень мощная производственная база – и обувное, и швейное производство, делают кабельные барабаны. Сама зарплата такая же, как и во всех других колониях Иркутска, конечно, она далека от идеала. Но дело в том, что многие осужденные работают на сделке и не вырабатывают нужной нормы, соответственно, получают меньшие деньги.
Но каждый случай надо отдельно рассматривать, не исключено, что могли быть нарушения и со стороны бухгалтерии». «Но отличий от других колоний ни в чем нет, – еще раз заверила Хинданова. – Весь доход, который получает колония, она как казенное учреждение перечисляет в госбюджет».
То же касается и жалоб на медобслуживание. «Жалобы идут на то, что каких-то медикаментов нет. По стоматологии бывает много вопросов. Дорогостоящие зубные протезы, например, не могут ставиться за счет государства. Еще заключенные жалуются, что медсанчасть не работает, но в среду я лично побывала там. Сотрудники мне показали журнал приема. Согласно записям, ежедневно ведется прием порядка 20 человек. Учитывая, что в колонии 1300 человек, получается, что медсанчасть работает, как обычная больница», – сказала представитель ГУ ФСИН.
Она подчеркнула, что и уполномоченный по правам человека, и сотрудники прокуратуры, и местная Общественная наблюдательная комиссия регулярно проводят проверки в колонии. Каких-либо нарушений ранее выявлено не было.
В среду стало известно, что по факту нанесения порезов осужденными прокуратурой Иркутской области начата проверка. «39 осужденных, участвовавших в бунте, нанесли себе обломками лезвий от бритвенных станков поверхностные повреждения кожи. В настоящее время по факту членовредительства администрацией учреждения проводится проверка. Кроме того, прокуратура проверяет причины и условия, способствовавшие происшествию», – сообщается на сайте надзорного ведомства.
Кроме того, в ГУ ФСИН Иркутской области подтвердили, что во время бунта было совершено нападение на отбывающего там наказание экс-мэра Томска Александра Макарова. «Действительно, сегодня после бунта несколько человек напали на Макарова и нанесли ему удары», – прокомментировал ИТАР-ТАСС произошедшее в колонии событие сотрудник регионального ГУ ФСИН.
По словам представителя ведомства, пострадавший чувствует себя хорошо и за медицинской помощью не обращался. По данному факту проводится проверка. «Виновные будут установлены и наказаны», – сказали в ГУ ФСИН.