«26 декабря в 16.39 мск старшему оперативному дежурному поступило сообщение о падении транспортного самолета Ан-12 в районе станции Батарейная под Иркутском, перевозящего груз по маршруту Новосибирск – Иркутск», – сообщается на сайте ГУ МЧС России по Иркутской области.
Жертв и пострадавших среди военнослужащих и гражданского персонала центра МТО нет
По данным спасательного ведомства, самолет упал на два хранилища воинской части. «На месте падения Ан-12 возгорания топлива нет. По предварительным данным, на борту самолета находилось шесть членов экипажа, все погибли», – говорится в сообщении.
Позже в МЧС уточнили, что жертвами крушения самолета стали девять человек.
На место авиационной катастрофы выехала оперативная группа ЦУКС ГУ МЧС России по Иркутской области.
«В 16.59 пожар на месте падения самолета Ан-12 на площади 20 квадратных метров локализован. А в 17.06 ликвидировано открытое горение», – сказал источник РИА «Новости», добавив, что на месте ЧП работает 14 единиц техники и 42 сотрудника пожарной службы.
Он заметил, что причиной крушения транспортного самолета могли стать действия экипажа или техническая неисправность воздушного судна. «По характеру падения самолета можно сделать предположение об ошибочных действиях экипажа или технической неисправности судна», – сказал собеседник агентства.
По его словам, самолет во время авиаперелета из Новосибирска не вышел на связь еще в 16.00. Самолет принадлежал местному авиазаводу, входящему в состав корпорации «Иркут», перелетал с завода новосибирского аэродрома Ельцовка на аэродром Иркутск-2.
Между тем источник ИТАР-ТАСС заявил, что при падении самолета на территории воинской части никто не пострадал. Он уточнил, что место падения самолета находится в районе станции Батарейная Восточно-Сибирской железной дороги.
В Минобороны рассказали, что при падении самолета Ан-12 под Иркутском жертв и пострадавших на земле нет, повреждены два хранилища запчастей. «Повреждены верхние части двух хранилищ складов материально-технического обеспечения (МТО). Жертв и пострадавших среди военнослужащих и гражданского персонала центра МТО нет», – сообщил официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны, передает РИА «Новости».
По его данным, возгорания на месте крушения самолета нет. В поврежденных складах хранились запчасти к автотехнике, уточнил представитель Минобороны.
Для расследования обстоятельств катастрофы под Иркутском в Минпромторге России создается специальная комиссия, сообщили агентству «Прайм» в министерстве.
Напомним, подобное ЧП произошло летом 2007 года в Подмосковье – Ан-12 рухнул при взлете из аэропорта Домодедово, в результате погиб экипаж самолета в составе семи человек. Через минуту после взлета бортовой магнитофон зафиксировал доклад экипажа об отказе четвертого двигателя, после чего самолет с креном упал и сгорел. Сообщалось, что причиной ЧП стало попадание в силовые агрегаты Ан-12 сразу двух птиц.
В последний раз самолет Ан-12 терпел крушение в Магаданской области. В августе 2011 года грузовой самолет Ан-12 авиакомпании «Авис-Амур» совершал рейс из Комсомольска-на-Амуре в аэропорт Кепервеем Билибинского района Чукотского автономного округа. Летчики доложили о принятом решении возвращаться в Магадан, но затем связь с Ан-12 оборвалась. В результате катастрофы все 11 человек, находившихся на его борту, погибли.
Крушения Ан-12 происходили и в других странах. Так, в октябре 2012 года в Судане, к западу от столицы, разбился Ан-12, перевозивший из Хартума в Эль-Фашер 20 военнослужащих. Авиакатастрофа произошла в районе города Омдурман. В результате погибли 13 человек, еще девять получили ранения.
Ан-12 создавался как военно-транспортный самолет для советских ВВС, первый полет совершил в 1957 году. Ан-12 использовался в основном для переброски воздушно-десантных войск. Часть самолетов (Ан-12 «Куб-A» и «Куб-B») была оборудована для ведения электронной разведки, а Ан-12 «Куб-С» – для электронного радиопротиводействия. На вооружение поступил в 1958 году. Гражданская модель позволяла вести погрузочно-разгрузочные работы с помощью аппарели, в которую превращались створки грузового люка. Грузопассажирские самолеты начали использоваться «Аэрофлотом» в 1966 году.
Самолет разработан в ОКБ под руководством О. К. Антонова. Серийно выпускался на авиазаводах в Иркутске, Воронеже и Ташкенте. Всего в СССР построено 1200 самолетов Ан-12, серийное производство которого прекращено в 1972 году. С 1980-го по 1995 годы 50 самолетов Ан-12 под названием Y-8 построено в Китае. Всего создано около 40 модификаций этого самолета.
Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20 с четырехлопастными автоматическими флюгерными винтами левого вращения.
Десантно-транспортное оборудование обеспечивает посадочное десантирование боевой и инженерной техники с расчетами, боеприпасами и до 96 человек личного состава. При парашютном десантировании для боевой техники с расчетами (до 58 человек) и грузов используется парашютно-десантная тара типа ПДММ-47, ПДУР-47 и ПДТЖ-120.
В санитарном варианте возможна перевозка 60 больных или раненых на унифицированных армейских носилках в сопровождении медработников.
Ан-12 поставлялись Афганистану, Алжиру, КНР, Чехословакии, Эфиопии, Индии, Ираку, Иордании, Малайзии, Польше, Югославии. Они применялись в локальных войнах и вооруженных конфликтах фактически во всех регионах мира. Самолеты Ан-12 различных модификаций долгое время составляли основу военно-транспортной авиации страны, а их многочисленные спецварианты с успехом применялись для решения широкого круга задач.
Состоящие на вооружении военно-транспортной авиации РФ самолеты Ан-12 планируется заменить самолетами нового поколения Ан-70 или Ту-330ВТ.