Накануне вечером в районе аэродрома Кача в 50 километрах от Севастополя потерпел крушение самолет-амфибия Черноморского флота России Бе-12. Погибли три члена экипажа: командир, второй пилот и штурман, выжил только радист. Он находился в хвостовой части самолета.
Естественно, он находился в стрессовом состоянии, ему потребуется более детальное обследование, дабы выяснить состояние его здоровья
Боекомплекта на борту не было. Самолет выполнял плановый тренировочный полет. Источник на аэродроме сообщил РИА «Новости», что погода в районе поселка Кача была практически идеальной для полетов: солнечная, ясная, безветренная. Видимость составляла более 6 миль, волнение моря – около 1 балла.
Во время захода на посадку самолет завалился на левое крыло и рухнул. По предварительным данным, причиной крушения стал отказ левого двигателя. По словам источника в военно-следственных органах, это привело к тому, что экипажу не удалось во время захода на посадку попасть на взлетно-посадочную полосу. В результате машина рухнула и практически полностью разрушилась.
Угрозы для жизни радиста нет. Как сообщил украинскому «5-му каналу» начальник отдела информационного обеспечения ЧФ капитан 1-го ранга Вячеслав Трухачев, состояние радиста «нормальное». «Его доставили в госпиталь. Видимых повреждений в виде переломов, ожогов и так далее нет. Угрозы для жизни также нет. Естественно, он находился в стрессовом состоянии, ему потребуется более детальное обследование, дабы выяснить состояние его здоровья. То, что он присутствовал во время этой катастрофы, без последствий пройти не может», – сказал Трухачев.
По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил полетов или подготовки к ним (статья 351 УК РФ). «Из воинской части изымается документация, в соответствии с которой выполнялся этот тренировочный полет. В ближайшее время планируется допросить технический персонал, участвовавший в подготовке самолета к вылету, а также должностных лиц, руководивших полетом», – сообщила пресс-служба главного военного следственного управления Следственного комитета РФ.
К месту аварии вылетел следователь-криминалист из военного следственного управления СК РФ по Южному военному округу. Предварительное следствие по уголовному делу продолжается. Военная прокуратура Южного военного округа начала проверку. Полеты самолетов типа Бе-12 прекращены до выяснения причин авиакатастрофы.
Командующий Черноморским флотом России контр-адмирал Александр Федотенков в субботу приказал объявить 14 октября днем траура по погибшим летчикам. Также в субботу в Севастополь прибывает комиссия департамента безопасности полетов Минобороны РФ, которая будет разбираться в причинах катастрофы.
Разбившийся самолет находился на вооружении морской авиации Черноморского флота более 30 лет. Самолеты-амфибии Бе-12, ранее состоявшие на вооружении всех флотов ВМФ СССР и России, сейчас остались только в составе ЧФ. До катастрофы в составе флота было четыре таких машины.
Бе-12 построили для замены летающей лодки Бе-6. В 1969 году на базе этого самолета был создан поисково-спасательный самолет Бе-12ПС, а в 1976 году на вооружение был принят противолодочный гидросамолет Бе-12Н, на который поставили более совершенное поисковое оборудование.
Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с двухлонжеронным крылом типа «чайка»; крыльевые поплавки – неубираемые; шасси – трехопорное, с хвостовым колесом, убирается в фюзеляж.
Бе-12 стал первым отечественным самолетом-амфибией с турбовинтовыми двигателями (ТВД). На него устанавливались два ТВД (конструкции Александра Ивченко) с моторесурсом 4 тысячи часов. Двигатели оснащались автоматическими четырехлопастными винтами АВ-68И диаметром 4,5 метра. Для обеспечения жизнеспособности самолета при неработающих основных двигателях на Бе-12 установлены вспомогательные газотурбинные двигатели АИ-8.
Боевая нагрузка самолета составляет 4–5 тонн на четырех узлах подвески и отсеке оружия: противолодочные 450-миллиметровые торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры. Бе-12 предназначен для поиска, слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок в простых и сложных гидрометеоусловиях в любое время года и суток на удалении от мест базирования до 500 километров.
Для поиска подлодок самолет в носовом обтекателе имеет радиолокационную станцию, а в хвостовой штанге, вынесенной для устранения помех за хвостовое оперение, датчик магнитных аномалий. На машине предусмотрена установка разведывательного оборудования, например аэрофотоаппаратов.
За время эксплуатации на нем было установлено 42 мировых рекорда.
С 1992 года планировалось начать замену Бе-12 на более современный самолет аналогичного типа – А-40, но финансовые трудности оставили вопрос открытым. Более того, есть мнение, что задачи противолодочной борьбы, поиска и спасения на море смогут взять на себя самолеты сухопутного базирования и вертолеты.