Экономика

29 мая 2024, 08:20

Как Россия может защитить авиацию и автомобильный рынок от удара Запада

Фото: Илья Наймушин/РИА Новости

C 2022 года более 2,1 тыс. международных компаний остались в России, однако около 1,6 тыс. – ушли. И повторения такого массового исхода страна не допустит. В числе пострадавших оказались автомобильная и авиационная промышленности. Что Россия может сделать, чтобы защитить эти сферы от подобной ситуации?

С 2022 года более 2,1 тыс. транснациональных корпораций остались в России, в то время как около 1,6 тыс. международных компаний либо ушли с рынка, либо сократили свою деятельность, посчитали в FT.

Многие компании заявили об уходе, но не спешили осуществлять это на практике, так как получали здесь хорошую прибыль, тем более что потребительский спрос начал расти. Рост зарплат и более радужная, чем ожидалось, экономическая ситуация способствовали буму расходов, сделав Россию гораздо более привлекательной для транснациональных корпораций, особенно в потребительском секторе, отмечает FT.

Кроме того, вскоре Россия приняла закон, который защищает рынок, он сделал уход западных компаний еще менее выгодным делом. Была введена скидка в 50% на западные активы, продаваемые российским покупателям. Кроме того, и найти российских покупателей стало сложнее.

Например, в стране осталась французская компания, производящая косметику под брендом Natura. Компания Air Liquide нашла покупателя еще в сентябре 2022 года, однако сделка не получила одобрения российского правительства. Компания Avon начала было процесс продажи российского бизнеса, получила предложения, но решила остаться ради своей миссии помогать женщинам. Компания Reckitt тоже еще в 2022 году говорила, что уже готовит документы на передачу прав собственности, однако пока остается в России.

В марте 2022 года PepsiCo объявила о приостановке продажи и производства флагманского напитка в России, тем не менее продолжает вести молочный бизнес, в котором напрямую заняты 20 тыс. человек и косвенно – 40 тыс. сельскохозяйственных рабочих. В компании указывают на гуманитарный аспект бизнеса.

Некоторые западные компании, вероятно, также теперь боятся, что их активы могут арестовать после объявления о планах по уходу, как это случилось с Carlsberg и Danone. Последней в итоге удалось договориться о продаже активов с большой скидкой, а Carlsberg всё еще судится в России.

Россия со своей стороны пообещала, что больше не допустит повторения ситуации с массовым исходом иностранных компаний из страны. Когда телеведущий Павел Зарубин спросил, что будет в случае восстановления экономических связей и возвращения Boeing и Airbus, распахнем ли мы снова объятия или будем строго себя вести, первый вице-премьер Денис Мантуров выбрал второй вариант. «Я опущусь с неба на землю. Приведу пример относительно автомобильной промышленности. То, как поступили западные производители – ну, после такого демарша, хлопанья дверями и выхода с нашего рынка, это показало, что можно за один день уехать. То есть такого мы точно уже не допустим, получили хороший урок, повтора не будет», – ответил Мантуров.

Западные автобренды действительно в один миг ушли из России, оставили промышленность без заводов, региональные бюджеты – без налогов, россиян – без новых автомобилей и техобслуживания уже купленных машин. В авиации произошла не менее неприятная ситуация: западные компании не просто перестали продавать «Боинги» и «Аэрбасы» России.

«В чем выражался уход Boeing и Airbus из России? Они прекратили осуществлять авторский надзор, предоставлять информацию, в частности программное обеспечение, полетную информацию и т. д. США, ЕС и другие западные страны прекратили поставлять нам запчасти и осуществлять техническое обслуживание самолетов, расторгли контракты с лизинговыми и страховыми компаниями. Они даже обучающие тренажеры для пилотов нам не оставили: Boeing закрыл свой тренажерный центр в Сколково. Список большой. Таким образом они пытались полностью парализовать нашу гражданскую авиацию, чтобы мы не могли пользоваться уже купленными за сотни миллионов долларов самолетами, которых на тот момент насчитывалось около 700», – говорит глава портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Поэтому первое, что России надо сделать, чтобы не допустить повторения ситуации – строить и производить собственную авиатехнику. Именно этим сейчас и занимается российская авиапромышленность. В свое время был создан региональный SSJ-100, который теперь импортозамещен. На подходе МС-21 – это самый массовый и востребованный тип самолетов для нашей авиации (и в целом в мире). В планах у России создание и производство третьего типа самолетов – самого большого лайнера, способного летать очень далеко без дозаправки.

«Россия – это вам не Венгрия или Польша и даже не Франция, где можно по земле доехать от границы до границы. Россия – гигантская страна, и без авиации нам никак. Поэтому Россия должна сама себя обеспечивать авиационной техникой и обладать такими же технологиями в авиастроении, как Boeing и Airbus»,

– говорит Гусаров.

«Первое направление развития нашей авиации – снижение доли самолетов иностранного производства в авиапарках российских компаний за счет собственных разработок. Это не быстрый процесс, который займет несколько лет. Но уже к 2030 году количество отечественных самолетов должно увеличится на 50%», – отмечает Александр Анкушин, руководитель отдела по работе со средним корпоративным бизнесом ГК «Альфа-Лизинг».

Второй вектор развития – импортозамещение комплектующих для ремонта и обслуживания авиапарков. «Для этого используется международная практика PMA (Parts Manufacturer Approval, или «Одобрение для производителя запчастей»), в рамках которой на воздушные суда устанавливаются неоригинальные комплектующие. Этот подход распространен в том числе и в США, например, Boeing и Airbus оснащены масляными фильтрами производителя PTI – альтернатива оригинальных компонентов», – говорит Анкушин.

Наконец, если западные авиакорпорации когда-то захотят вернуться, они должны будут это сделать на наших условиях.

«Во-первых, они должны компенсировать нам ущерб от невыполнения контрактных обязательств. Во-вторых, регистрация самолетов должна быть только на территории России, страхование самолетов – только на территории России, техническое обслуживание – только на территории России.

Если вы хотите, чтобы мы летали на «Боингах» и «Аэрбасах», создавайте всю инфраструктуру на территории России, причем с жестким контролем ввоза и вывоза», – считает Гусаров.

По его мнению, Россия должна вести бизнес с западными компаниями ровно так, как сами США ведут с иностранцами – только на своих условиях. «Если вы хотите вести бизнес в США, то компания должна быть зарегистрирована на территории США, интеллектуальная собственность должна быть зарегистрирована в США. А потом они говорят, что ваша компания – это угроза национальной безопасности США, поэтому либо продавайте ваш бизнес, либо мы его запретим, как это произошло в случае с TikТok», – отмечает эксперт.

А что можно сделать на автомобильном рынке, чтобы защитить бизнес и россиян от быстрого ухода западных брендов? Западные компании даже построили заводы в России, локализовывали сборку, но это не остановило их от ухода. Возможно, именно поэтому Россия теперь не просто приглашает китайские автомобильные компании оседать на территории России. Появился второй вариант работы, когда российская компания берет за основу китайские автомобильные платформы и на их базе выпускает автомобили под собственными брендами – «Лада», «Москвич» и «Волга». Этот путь создания отечественного автомобиля на основе уже готовой платформы намного быстрее и экономичнее.

«Для защиты российского авторынка необходимо развивать собственное производство, использовать свои материалы и компоненты, то есть форсировать процесс импортозамещения. Китайские компоненты, например, на «Волге» и других российских моделях, тоже надо начинать производить в России.

Дополнительно можно разработать и принять законодательную базу для локализованных производств иностранных брендов, которая не позволит в одночасье покинуть российский рынок», – считает Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Первые шаги по импортозамещению уже сделаны. Например, завод микроэлектроники в Зеленограде наращивает объемы производства микросхем управления питанием, транзисторов, стабилизаторов, усилителей, которые незаменимы в автомобильной промышленности. В 2025 году в нашей стране должны появиться собственные производства подушек и ремней безопасности, рулевых колес и электронных блоков управления, отмечает Анкушин.

При этом отечественный автопром тоже нуждается в поддержке государства. «Нужны налоговые стимулы для производителей автомобилей и их компонентов, причем всех, а не выборочных, как было раньше. Причем величина льготы должна считаться от уровня локализации, но не в баллах, и с учетом передачи патентов и обучения инженерного персонала российской стороне. Производство китайской машины с учетом льгот должно обходиться китайскому производителю в России дешевле, чем в КНР», – считает Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы НРА.

Многие ушедшие компании, покидая Россию, надеялись, что это все-таки временный уход. «Некоторые автоконцерны продавали производственные мощности партнерам из РФ с условием возможного возврата в страну в течение шести лет. Например, такое условие выдвинули бренды Nissan и Renault. В ИТ-отрасли тоже есть примеры камбэков: недавно Microsoft разблокировал россиянам доступ к обновлениям Windows и Office, а также к облачным программным продуктам для российских ИТ-компаний. В ретейле примеров возвращения брендов под другими названиями еще больше. Это говорит о том, что российский рынок не теряет привлекательности», – заключает Александр Анкушин.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Египте в ДТП с автобусом пострадал 21 турист из России
Темы дня

«План Трампа по Украине» радует адекватностью

Обещание Дональда Трампа завершить военный конфликт на Украине превратилось в предвыборный лозунг, а его напарник и кандидат в вице-президенты США Джей Ди Вэнс стал первым, кто раскрыл ключевые детали их с Трампом «плана». Получается, это самое адекватное предложение из всех, какие рождались на Западе по поводу конфликта.

США и Британия уклонились от прямого конфликта с Россией

Президент США Джо Байден и британский премьер Кир Стармер сохранили запрет для Украины на нанесение ударов западными ракетами вглубь российской территории. В том, что снятие запрета не отразится на ситуации на поле боя, ранее заявляли в Пентагоне. По мнению экспертов, США и другие страны НАТО боятся быть втянутыми в прямой конфликт с Россией, которая четко обозначила красную линию и обещает «реагировать так, чтобы мало не показалось».

Reuters: Киев передал Западу список целей в России для дальнобойных ударов

Антонов рассказал о звонках экс-чиновников США после заявлений Путина по Украине

Майкл Дуглас выразил сожаление из-за невозможности атаковать Россию ракетами НАТО

Новости

Освобожденные из плена российские военные прилетели в Москву (ВИДЕО)

Освобожденные из украинского плена 103 российских военнослужащих, захваченных ВСУ в Курской области, прилетели в Москву, сообщил телеканал «Звезда».

Бардов Никитиных уличили в подготовке подпольных концертов в России

Исполнители песен Татьяна и Сергей Никитины устраивают «подпольные» концерты в России, несмотря на поддержку Украины и жизнь в США, заявила член СПЧ Марина Ахмедова.

Иванишвили: Грузия извинится перед осетинами за войну 2008 года

Грузинское руководство извинится за развязанную бывшим президентом страны Михаилом Саакашвили в 2008 году войну между осетинами и грузинами, заявил почетный председатель правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили.

Le Monde: Париж испугался предупреждения Путина о войне с НАТО

Французскую сторону обеспокоило высказывание президента России Владимира Путина о возможном участии НАТО в украинском конфликте, сообщил источник Le Monde.

У осужденного за хищение земель Минобороны нашли апартаменты у Кремля

При расследовании по делу бывшего замминистра обороны Тимура Иванова нашли апартаменты бизнесмена Сергея Бородина в историческом особняке у Кремля, говорится в судебных документах.

На Солнце произошла одна из самых сильных с 2017 года вспышек

В субботу на Солнце зафиксировали одну из самых сильных с 2017 года вспышек, заявили в Лаборатории солнечной астрономии ИКИ РАН и ИСЗФ СО РАН.

Посол России в Турции назвал главное препятствие для мирных переговоров

Украинская власть под предводительством Владимира Зеленского представляет собой главное препятствие в урегулировании, заявил российский посол в Турции Алексей Ерхов.

Белоусов поручил разобраться в ситуации с гибелью «Эрнеста» и «Гудвина»

Начальнику Генштаба ВС России Валерию Герасимову и военной контрразведке ФСБ предстоит разобраться в ситуации, вокруг гибели военных с позывными «Эрнест» и «Гудвин», такое поручение дал глава Минобороны Андрей Белоусов.

Aydinlik опубликовало фото с переговоров Украины с террористами

Представители украинских властей вели переговоры с террористами, чтобы привлечь их для противостояния с российской армией, турецкое издание Aydinlik опубликовало фото с переговоров.

Президенты Бразилии и Боливии решили посетить саммит БРИКС в Казани

Бразильский президент Лула Инасио да Силва отправится в Россию на саммит БРИКС в Казани в октябре, заявил посол страны в Москве Родриго де Лима Баэна Соарес, также саммит посетит президент Боливии Луис Арсе, сообщила боливийский посол Мария Луиса Рамос Урсагасте.

Дудь продал треть от запланированного числа билетов на круиз с Шацем и Noize MC

Журналист Юрий Дудь (признан в РФ СМИ-иноагентом) продал лишь треть от запланированного числа билетов на своем бизнес-туре.

В НАТО заявили об «оправданности» дальнобойных ударов по России

Разрешение киевскому режиму на использование дальнобойного оружия по целям в глубине России «оправдано с военной точки зрения», заявил глава военного комитета НАТО Роб Бауэр.
Мнения

Игорь Караулов: Человечность дает шанс на жизнь после войны

На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.

Дмитрий Бавырин: Эльфы пошли против Невзлина

Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.

Андрей Перла: Мирного тыла больше нет

До сегодняшнего дня среди нас полно людей, полагающих, что мирный тыл существует, причем именно там, где они находятся. Но тыла нет и прежняя безопасность теперь – не более чем иллюзия.
Вопрос дня

Кто такие квадроберы?