Экономика

11 апреля 2021, 19:30

На срочное расширение БАМа пришлось бросить армию

Фото: Игорь Агеенко/РИА Новости

Начавшиеся работы по строительству второй ветки БАМа силами Железнодорожных войск совпали с одной из самых знаменательных дат в истории отечественных путей сообщения – 130 лет назад, 11 апреля 1891 года, император Александр III издал указ о закладке Транссиба. Почему расширение БАМа критически важно для промышленности России и зачем к этой работе привлекли военных?

Строительство нового 340-километрового участка БАМа между станциями Улак и Февральск (Амурская область), приказ о котором отдал несколько дней назад министр обороны РФ Сергей Шойгу, имеет принципиальное значение для российской угольной отрасли. Начальный пункт маршрута расположен неподалеку от крупного Эльгинского угольного бассейна на юге Якутии, разработку которого невозможно ускорить без расширения железнодорожной инфраструктуры. А к станции Февральск примыкает Сугодинско-Огоджинское месторождение с запасами порядка 1,5 млрд тонн угля – его освоение началось в прошлом году.

Угольная дорога жизни

Решению привлечь к строительству ветки Улак – Февральск Железнодорожные войска предшествовало оформление нового масштабного инвестпроекта на Дальнем Востоке. Холдинг «А-Проперти» бизнесмена Альберта Авдоляна намерен развивать Эльгинский и Сугодинско-Огоджинский бассейны в рамках единого кластера в связке с портом Вера в Приморском крае. Принципиальным шагом для появления этого кластера стало подписанное в начале марта соглашение между «А-Проперти» и госкорпорацией «Ростех», которая получит 5% в Эльгинском угольном комплексе в дополнение к уже имеющимся 50-процентным долям в порту Вера и Огоджинском угольном проекте. Эти активы Ростех приобрел в начале года у наследников покойного бизнесмена Дмитрия Босова.

В прошлом году на Эльгинском месторождении было добыто 7 млн тонн угля, на Огоджинском – 1 млн тонн, но дальнейшие планы предполагают кратный рост мощностей. Уже к 2023 году добычу на Эльге планируется довести до 45 млн тонн, а на Огодже – до 10 млн тонн, что невозможно без новых железных дорог. Включение в схему экспорта угля порта Вера позволит разгрузить другие порты Приморья – Ванино и Владивосток, через которые этот уголь вывозился до недавнего времени.

В целом же строительство новой ветки БАМа ускорит реализацию одной из главных задач развития транспортного комплекса России, обозначенную в 2018 году в «майском» указе президента – увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба в полтора раза. Согласно утвержденному правительством РФ осенью 2018 года Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны, совокупный объем возможностей Восточного полигона по пропуску грузопотока должен возрасти в 2024 году на 47,5% – до 182 млн тонн ежегодно. Эта же задача вошла в долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года, утвержденную правительством в марте 2019 года. Привлечение к работе в Амурской области военных напоминает, что ее решение не терпит промедлений: пропускная способность железных дорог в восточной части страны давно находится на пределе.

За последние годы это уже не первый случай, когда Железнодорожные войска занимались строительством важнейших магистралей в ситуациях, требующих быстрого результата. Например, вскоре после начала конфликта на востоке Украины в 2014 году военным было поручено в кратчайшие сроки построить 137-километровый участок между станциями Журавка (Воронежская область) и Миллерово (Ростовская область) в обход прежней железнодорожной магистрали, частично проходившей по государственной границе. Стартовавшие с нуля работы потребовали неполных трех лет – грузовое и пассажирское движение по новому участку было в регулярном режиме открыто уже в конце 2017 года.

Крайний резерв ударных строек

В случае же с БАМом основной мотив для привлечения Железнодорожных войск был иной. Обратиться за помощью к военным пришлось из-за дефицита как ресурсов строймеханизации, так и квалифицированных инженерных и рабочих кадров на объектах Восточного полигона РЖД, отмечает независимый эксперт в сфере инфраструктурных систем Ринат Резванов.

Неудачный опыт ряда крупных железнодорожных строек в азиатской части страны демонстрирует, что рассчитывать на частных подрядчиков в таких проектах слишком рискованно. Пожалуй, самым известным из этих несостоявшихся начинаний является железная дорога, которой предполагалось соединить Элегестский угольный бассейн в Туве со станцией Курагино в Красноярском крае. История ее строительства отсчитывается с 2007 года, когда проект был одобрен правительством, но коммерческие структуры, которые заявляли о готовности под ним подписаться, постоянно менялись, чаще всего со скандалами. В итоге строительство первой железной дороги в Туве стоимостью порядка 126,6 млрд рублей в ценах 2017 года регулярно срывалось – на данный момент оно отложено до 2026 года.

Нарастающие проблемы с пропускной способностью БАМа и Транссиба заставили искать другие варианты решений с подрядчиками. В ходе этих дискуссий не раз вспоминалось о том, что в советские времена за подобные «стройки века» отвечало специальное Министерство транспортного строительства, упраздненное в 1991 году. В конце прошлого года, говорит Ринат Резванов, в отраслевом сообществе снова поднимался вопрос о возможной передаче полномочий РЖД по строительству, модернизации и развитию инфраструктуры в уполномоченную структуру – впрочем, подобные предложения звучали и раньше и всякий раз столь же внезапно сходили на нет.

Насколько эти инициативы связаны с кулуарной борьбой за строительные подряды РЖД, а насколько действительно определяются попытками рационализировать систему содержания и развития железнодорожной инфраструктуры – вопрос риторический, подчеркивает эксперт. По мнению Резванова, нельзя связывать гипотетический «Минтрансстрой 2.0» с существующим дефицитом финансирования инвестплана Восточного полигона РЖД: за дискуссией «о деньгах» упускается из виду нарастающая проблема нехватки рабочих рук на стройобъектах Дальнего Востока, а также соответствующих механизированных мощностей.

Список железнодорожных проектов, отстающих от графика по этой причине, весьма внушителен.

Еще в начале 2019 года, напоминает Ринат Резванов, Счетная палата заявляла о несоблюдении сроков строительства объектов на южносибирской линии Междуреченск – Тайшет. По 13 из 22 объектов они были продлены с 2016-го до 2020 года, а объем неосвоенных средств на тот момент достиг 12,5 млрд рублей. Реконструкция Козинского виадука на Красноярской железной дороге должна была завершиться не в середине декабря 2020 года, как это произошло, а тремя годами раньше. Аргумент в пользу отказа от распыления строительно-механизированных мощностей и квалифицированного персонала оказался в числе решающих и для временно замороженного субарктического проекта Северного широтного хода. В прошлом году железнодорожники сообщали о нехватке пяти тысяч строителей вдобавок к уже занятым 9,3 тыс. человек на объектах Транссиба и БАМа.

«Расширение БАМа – задача критически важная, а желающих ехать в дальние края и трудиться там за небольшие деньги в суровых условиях могло попросту не найтись. К тому же нередки случаи, когда работодатели обманывают вахтовиков. Вот и «наняли» военных железнодорожников», – констатирует независимый эксперт в сфере промышленности, кандидат экономических наук Леонид Хазанов. При этом, по его словам, у железнодорожных войск уже есть опыт строительства БАМа: именно они в советское время проложили примерно треть магистрали, хотя в расхожем представлении БАМ по-прежнему считается «комсомольской стройкой».

За последние два десятилетия военные железнодорожники не раз привлекались к различным гражданским проектам, добавляет Хазанов. Помимо дороги в обход Украины, они, к примеру, в 2008 году отремонтировали 50 километров путей между Сочи и абхазской столицей Сухумом, починили 20 мостов и туннелей. Однако ситуация с БАМом, по мнению эксперта, одновременно показывает и всю глубину проблем, складывающихся в российском инфраструктурном строительстве:

«Работодатели не хотят платить россиянам приличные зарплаты и обеспечивать им нормальные условия проживания, предпочитая нанимать гастарбайтеров из стран СНГ за мизерные деньги. Однако такой подход часто приводит к акциям протеста – достаточно вспомнить, какой погром учинили в прошлом году мигранты на Амурском газоперерабатывающем заводе из-за задержек зарплаты и плохих бытовых условий».

Незатейливый экспорт

С проблемой нехватки кадров на Дальнем Востоке связан и вопрос о том, какая российская продукция будет перевозиться по БАМу в направлении экспортных тихоокеанских портов. Пока речь идет главным образом об угольном сырье. Но расширение его вывоза, на которое направлено строительство новой ветки БАМа, само по себе сопряжено с рядом рисков.

Мировые цены на уголь весьма волатильны, а спрос на него в долгосрочной перспективе может существенно снизиться. Кроме того, наращивание портовых мощностей по перевалке угля регулярно вызывает недовольство жителей Приморья в связи с экологическими проблемами городов, где работают угольные терминалы. А крупные проекты по производству продукции высоких переделов на маршруте БАМа и Транссиба так и остаются делом отдаленного будущего.

С одной стороны, существуют понятные интересы угольных регионов, для которых важно не допустить как минимум падения показателей в отрасли.

В частности, Кемеровская область, привыкшая к неуклонному росту объемов добычи угля, второй год подряд сталкивается с падением показателей – в прошлом году угледобыча сократилась на 11,7%. Это сразу же отразилось на доходной части регионального бюджета: в 2020 году она снизилась на 27 млрд рублей, или 17% в сравнении с 2019 годом.

Принятый на текущий год с 15-процентным дефицитом (разрыв составил 16 млрд рублей) бюджет Кемеровской области, констатирует Резванов, регулярно напоминает ее властям о необходимости дальнейших действий для обеспечения вывоза угля прежде всего по Восточному полигону в направлении дальневосточных портов. В сентябре прошлого года губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв в качестве руководителя рабочей группы Госсовета по энергетике выдвинул предложение о необходимости дальнейшего расширения Восточного полигона РЖД – до 260-280 млн тонн в год к концу десятилетия, то есть на 80-100 млн больше, чем текущие задачи до 2024 года.

С другой стороны, есть позиция самих железных дорог в ответе на вопрос о том, какая грузовая номенклатура будет определять потенциал Восточного полигона – сырье или продукция передела? «Стоит признать определенную правоту за РЖД, которые ратуют за перераспределение номенклатуры перевозимых на Восточном полигоне грузов в пользу второго и третьего классов. Их перевозка для железнодорожников оказывается более доходной в сравнении с теми же энергоуглями», – отмечает Резванов.

Но при этом еще нужно учитывать позицию Минэнерго России: в его долгосрочных прогнозах говорится о наращивании к 2035 году экспорта российского угля в Азиатско-Тихоокеанский регион в 2,5 раза – до 237–252 млн тонн. В таком случае, по мнению эксперта, и Транссиб, и БАМ рискуют окончательно закрепить за собой статус «великих угольных дорог» – со всеми далеко не самыми положительными для пространственного развития Сибири и Дальнего Востока последствиями.

Текст: Михаил Кувырко

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?