Экономика

9 августа 2020, 16:32

Что нужно для создания электромобилей в России

Фото: Zetta/YouTube, e-zetta.ru

Россия включилась в одно из главных технологических соревнований современной эпохи – изобретение гибридных и электромобилей. И хотя первый блин на этом поприще, «Ё-мобиль» Михаила Прохорова, оказался позорным провалом, в России не так давно появился новый подобный проект. Что необходимо, чтобы отечественная промышленность составила конкуренцию электромобилям Илона Маска?

Доля электромобилей на отечественном авторынке пока ничтожна, однако мировые тренды вряд ли обойдут Россию стороной – в ближайшие годы этот тип машин окончательно станет массовым. Российский автопром едва ли сможет повторить успех Tesla, однако собственные модели, которые способны занять достойное место в некоторых специализированных нишах авторынка, уже есть.

По данным аналитического агентства «Автостат», на 1 января в России насчитывалось лишь 6,3 тыс. электромобилей – ничтожные 0,014% от общего парка легковых машин в стране. 83% от этого количества приходится всего на одну модель Nissan Leaf, а знаменитых Tesla, которые у себя на родине в США уже стали вполне массовым явлением, в России имеется чуть больше 400 единиц.

Затянувшийся, но неизбежный старт

Занять свою нишу в мире электромобилей и их родственников – гибридных авто – Россия планировала еще в начале прошлого десятилетия. Тогда миллиардер Михаил Прохоров заявил о проекте «Ё-мобиль», который должен был выйти в серию в 2015 году. Но кончилось это тем, что весной 2014 года группа ОНЭКСИМ за символический один евро передала технологии НАМИ – ведущей научной организации страны в области автомобилестроения, и проект был закрыт.

Чуть более реалистичными оказались планы «АвтоВАЗа» по развитию электромобиля EL LADA на базе «народной» модели Kalina. Эту модель с запасом хода в 150 километров на полностью заряженных аккумуляторах впервые представили публике в 2011 году, но дальше мелких партий дело не пошло. Как сообщал в 2017 году глава Минпромторга Денис Мантуров, на тот момент было выпущено всего 100 штук EL LADA, а продано 40 автомобилей. На этом «АвтоВАЗ» не остановился и разработал электромодификацию Lada Vesta под названием EV, хотя эта машина изначально не претендовала на общедоступность – ее предполагаемая цена была заявлена в размере около 40 тыс. долларов.

Задачу появления массового российского электромобиля может решить проект Zetta, о котором впервые стало известно три года назад. Его важнейшая конструктивная особенность – использование асинхронного мотор-колеса, созданного российским изобретателем Дмитрием Дуюновым. В этом агрегате вместо пояса сильных редкоземельных магнитов, как в классических электродвигателях, используется широкое кольцо из медной обмотки, при этом двигатель совмещен с колесом, в отличие от других электромобилей. Все это обеспечивает высокую экономичность.

Но, пожалуй, самая примечательная особенность проекта Zetta – это его стоимость: на данный момент в него вложено 550 млн рублей. Для сравнения: необходимые инвестиции в «Ё-мобиль» в 2010 году оценивались в 150 млн евро – порядка 6 млрд рублей по тогдашнему курсу. Привлечь средства в Zetta удалось благодаря господдержке. Проект получил субсидию Минпромторга в 191 млн рублей, льготный заем Фонда развития моногородов на 49,5 млн рублей по ставке 0% годовых, а сейчас рассматривается возможность выделения ему еще 100 млн рублей от Фонда развития промышленности РФ.

На сегодняшний день для Zetta получен код WMI – международный идентификационный код, определяющий статус автопроизводителя, собраны предсерийные электромобили. Этап сертификации завершен на 70%, идет опытно-промышленная сборка, сообщил Денис Мантуров в недавнем интервью ТАСС. По данным автомобильного издания «Дром», Zetta будет выпускаться в трех комплектациях. Базовая – переднеприводная Basa без усилителя руля – оценивается примерно в 550 тыс. рублей, вариант Basa Plus будет оснащен батареей с двойной емкостью (20 кВт/час), кондиционером и двухзонным климат-контролем, полноприводная комплектация Luxe будет стоит 1,2 млн рублей.

Разработки российского автопрома связаны не только с легковыми электромобилями. В августе «КамАЗ» начнет дорожные испытания своей первой модели электрических грузовых автомобилей – электромусоровоза «КамАЗ-Чистогор». Емкость его тяговой аккумуляторной батареи составляет 156,6 кВт/час, расчетный запас хода при полной массе автомобиля с учетом работы надстройки на прессование мусора – 100 километров. Шасси этой машины предусматривает возможность монтажа различных вида надстроек: бортовой автомобиль, изотермический фургон, рефрижератор, автогидроподъемник, автоэвакуатор, автомобиль-цистерна. В серийное производство новую модель КамАЗа планируется запустить в 2023 году.

Сегмент оправданных сомнений

Тем не менее неудача проекта «Ё-мобиль» (на который было собрано около 200 тысяч предварительных заявок, но дальше нескольких опытных образцов дело не пошло) по-прежнему остается весьма симптоматичной для российского авторынка. После того, как массовый интерес к новому поколению автомобилей схлынул, оказалось, что их перспективы в России выглядят очень смутно.

Первые же опыты использования произведенных электрокаров на «земле» столкнулись с инфраструктурными проблемами. Например, на курортах Кавминвод планировалось развивать сеть такси на базе EL LADA, но эти намерения уперлись в разногласия по поводу того, кто должен финансировать строительство заправок для них – местные администрации брать на себя эти расходы не стали.

Причины того, почему этот сегмент находится в России в зачаточном состоянии, хорошо известны.

Как показывает мировая практика, для расширения рынка электромобилей требуются серьезные вложения в необходимую для них инфраструктуру зарядки батарей, значительные государственные субсидии для покупателей таких машин, дорогостоящая маркетинговая кампания и т. д. Кроме того, в России успешно развивается такая недорогая с точки зрения расходов на горючее альтернатива бензиновым двигателям, как использование в качестве моторного топлива природного газа. Поэтому эксперты авторынка относятся к перспективам электромобилей в России с понятным скепсисом.

«Сейчас рано говорить о серийном автомобиле и тем более сервисной инфраструктуре. Идет опытно-промышленная сборка, и сертификация машины не пройдена», – комментирует проект Zetta Ренат Тюктеев, директор компании «Ауди. Авилон». Заявленная инициаторами проекта цена, по его мнению, по любым меркам привлекательна, однако большой вопрос, сколько будет стоить серийный образец: «По нашим предположениям, цена Zetta с батареей на 180 километров хода в средней комплектации будет стоить дороже 550 тыс. рублей, и здесь конкурентов достаточно. Правда, электромобили с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания сильно не конкурируют».

В сравнении с европейским, американским и китайским рынками электромобилей и гибридных авто Россия находится в начале большого пути (в прошлом году в РФ было реализовано 353 новых электромобиля), поэтому появление новинок, тем более отечественных, даст импульс рынку дальше развиваться, добавляет Тюктеев. Инфраструктура электрозаправок (ЭЗС), по его словам, уже существует – например, власти Московской области подготовили около 200 таких точек для электромобилей, а также планируются заправки на вылетных магистралях. Возможность наращивания сети ЭЗС связана с тем, что из-за по-прежнему низких цен на электроэнергию в России потенциальный рынок потребителей электромобилей довольно приличный. Однако для кардинального изменения ситуации, полагает эксперт, нужны госпрограммы по стимулированию продаж электромобилей, льготы по налогам, бесплатные парковки для владельцев таких авто.

Традиционные автомобили с двигателем внутреннего сгорания при текущих ценах на топливо в России остаются пока более выгодными, констатирует Артем Скворцов, основатель сервиса онлайн-оплаты топлива на АЗС Benzuber:

«Надо понимать, что КПД электромобиля, если считать единицу сжигаемого топлива, примерно 30%, а у «традиционного» автомобиля – 20-25%. Так что радужные иллюзии об экологичности электромобилей – это миф.

Для производства электроэнергии для зарядки электромобиля тратится столько же энергии (читай – топлива), что и для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. К тому же электрозаправок в России очень мало, и в основном это не специализированные зарядные станции с большой мощностью, а обыкновенные бытовые розетки напряжением 220 вольт, вынесенные наружу – на улицы или в паркинги».

По мнению Скворцова, электромобили в России, возможно, будут востребованы в больших городах в том случае, если государство начнет стимулирование применения таких машин. Но в целом, добавляет эксперт, вера в проект по серийной сборке электромобилей ушла с «Ё-мобилем» – проект не состоялся даже при мощной инвестиционной поддержке. Что касается проекта Zetta, то вложенных в него несколько сотен миллионов рублей, по мнению эксперта, точно недостаточно для построения полноценного конвейерного производства, хотя по техническим параметрам электромобиль как таковой гораздо проще автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Это связано с тем, что у электромобиля отсутствуют самые сложные механизмы обычных машин – двигатель и трансмиссия.

В России ключевым критерием при выборе транспортного средства является его стоимость, напоминает руководитель пресс-службы группы компаний «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина. Поэтому спрос на электромобили будет расти, когда они будут иметь экономически обоснованную цену и будет создана инфраструктура для полноценного использования и сервиса электрокаров. В то же время стоит учитывать мировые тенденции: ожидается, что до 2030 года до 50% всех новых авто будут электрифицированы, поэтому та же Zetta, считает Уткина, с учетом невысокой цены может быть востребована. Для сравнения: стоимость электрокара массового сегмента Renault Twizy составляет от 900 тыс. рублей.

Учитывая маленький размер Zetta и ее цену, конкурентоспособность этого автомобиля для обычного покупателя невысока,

считает Екатерина Грушевенко, старший аналитик по нефтегазовому сектору Центра энергетики Московской школы управления «Сколково»: «По заявленной минимальной цене вы получите только самую простую версию авто с самым низким запасом хода, в то время как за эти же деньги уже можно приобрести отечественный или китайский С-класс. Кроме того, не стоит забывать про разную стоимость обслуживания, которая для Zetta пока неизвестна. Да и российским этот автомобиль назвать сложно, поскольку его ключевой элемент – батарея – производится в Китае».

Тем не менее, полагает Грушевенко, в мегаполисе такой автомобиль может найти свою нишу, например: в парках, для перемещения на производствах, в бизнес-парках с большой территорией, в службах доставки негабаритных товаров. Такой же точки зрения придерживается Ренат Тюктеев: по его мнению, Zetta может быть востребована как автомобиль для каршеринга.

Текст: Михаил Кувырко

Вам может быть интересно

Путин поздравил спасателей России с профессиональным праздником
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов