Экономика

27 августа 2020, 23:00

Новая дорога привлечет инвестиции в Крым

Фото: Константин Михальчевский/РИА Новости

В Крыму открылась уникальная в технологическом плане четырехполосная автомобильная трасса «Таврида», которая свяжет Керчь с Севастополем. Казалось, что после Крымского моста удивить чем-либо будет сложно. Однако именно при строительстве «Тавриды» впервые использовали уникальную смесь для покрытия дорог. Какой эффект окажет трасса на экономику полуострова?

В Крыму завершился очередной уникальный инфраструктурный проект. Открылась четырехполосная автомобильная трасса «Таврида», по которой за рулем автомобиля Aurus проехал президент Владимир Путин. «Другой уровень, другой мир. Я сейчас на вертолете летел, специально прилетел, чтоб посмотреть, практически над всей трассой пролетели. Конечно, впечатляет. Красиво», – президент поделился своими впечатлениями с сопровождавшими его министром транспорта Евгением Дитрихом, гендиректором компании «ВАД», строившим дорогу, Валерием Абрамовым и главным технологом крымского управления компании Андреем Волковым.

«Мы сейчас немножко разогнались. Машина идет, ну она, правда, тяжелая, но идет не шелохнется. Это приятно. Думаю, что люди будут вам благодарны многие, многие, многие годы вперед», – отметил глава государства. «Это безусловно даст хороший такой толчок в развитии. Это так же важно, как энергетика, как вода, кстати. И нам еще нужно дорешать этот вопрос. И мы это сделаем, конечно. Ну а это даст возможность развиваться Крыму очень приличными, нужными для этой территории темпами», – добавил Путин.

В первую очередь после возвращения полуострова России была решена, конечно, энергетическая проблема Крыма. В рекордные сроки построили энергомост, потом не без проблем из-за санкций открыли две новые электростанции. Крым из энергетического острова превратился в самодостаточный регион, который способен сейчас не только полностью обеспечивать себя светом, но и сможет это сделать в будущем, когда спрос на энергию возрастет. А рост всегда происходит в тех регионах, которым есть куда развиваться. В Крыму за рекордный срок 22 месяца появился новейший аэропорт, способный принимать больше двух тысяч рейсов в сутки. Наконец, недавно был полностью завершен проект строительства Крымского моста, который сначала начал принимать легковые автомобили, потом грузовой автотранспорт, а недавно было запущено и железнодорожное сообщение по мосту (как пассажирское, так и грузовое).

А вот и настало время долгожданной трассы «Таврида», которая строилась три с половиной года. И этот проект оказался на самом деле не менее масштабным и уникальным по своей технологии, чем обеспечение энергобезопасности полуострова или строительство Крымского моста. 

«Значение открываемой трассы «Таврида» переоценить невозможно. Ее запуск знаменует формирование завершенной транспортной инфраструктуры полуострова – в дополнение к построенному Симферопольскому аэропорту и запущенному железнодорожному сообщению через Крымский мост», – говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Олег Чередниченко.

В чем же уникальность и техническая сложность автомобильной трассы? Во-первых, удивляют сроки строительства. Трассу построили беспрецедентно быстро благодаря круглосуточной стройке. Чтобы можно было работать в темное время суток с высокой четкостью, использовались 3D-системы автоматического позиционирования рабочих органов техники, которые в автоматическом режиме определяли свои координаты в пространстве по спутникам ГЛОНАСС/GPS. Эта система помогала существенно улучшить производительность труда, не говоря уже о возможности круглосуточной работы.

Самая важна техническая деталь. При строительстве трассы «Таврида» впервые в России использовали уникальную смесь. Верхний слой дороги был сделан из инновационной асфальтобетонной смеси, которая наполнена каменным материалом. Состав этой дорожной смеси наиболее полно учитывает климатические показатели Крыма и транспортную нагрузку за весь период службы. Это значит, что покрытие трассы «Таврида» долго будет оставаться ровным и прочным. 

«Таврида» проходит от Керчи до Симферополя, практически через весь Крым. Трассы такого уровня в принципе раньше не было. В Крыму были дороги более низкой категории», – говорит завлабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры (ИОРИ) РАНХиГС Юрий Пономарев.

Наконец, без новой автомобильной трассы не случились бы уникальные исторические и археологические открытия. Перед началом работ археологи проверили весь путь трассы от Керчи до Севастополя. Были обнаружены нескольких древнейших поселений, найдены отголоски Великой Отечественной войны. Кроме того, были найдены останки десяти бойцов, которые были перезахоронены в братской могиле в селе Ленинское Ленинского района Республики Крым.

В числе уникальных исторических находок – мост и фрагмент дороги, которые были построены по приказу князя Потемкина к визиту в Крым Екатерины II.

А в районе поселка Зуя было сделано потрясающее природное открытие. Дорожники обнаружили вход в пещеру, в которой специалисты нашли кости взрослого мамонта, мамонтенка и других древних животных. Останки древних животных находят там до сих пор.  

Чтобы сохранить этот уникальный объект, было принято уникальное для Крыма инженерное решение. Над участком пещеры смонтировали специальную плиту, на которой и была проложена трасса в четыре полосы. Вход в новую пещеру уже открыт. Она будет превращена в крупный научно-исследовательский центр и станет новой туристической зоной.

Строительство трассы уже оказало значительное положительное влияние на экономику региона. «При строительстве были задействованы местные рабочие, частично использовались местные материалы, все это приводит к притоку средств в экономику региона и ее стимулированию», – говорит Пономарев.

Новая трасса безусловно порадует не только местных жителей, но и многочисленных туристов. 

«Снижение времени в пути от Керчи до Севастополя до пяти часов повысит привлекательность крымских курортов, что в текущих условиях станет еще одним аргументом за внутренний туризм. Учитывая рост пропускной способности трассы с 15 до 50 тыс. автомобилей в сутки, несложно посчитать потенциальный приток туристов. С учетом того, что более 30% отдыхающих прибывают в Крым на своем автомобиле, то «под занавес» курортного сезона этого года можно рассчитывать на прирост до 1 млн туристов только за счет открытия «Тавриды», – считает Олег Чередниченко.

Впрочем, основной экономический эффект от новой дороги Крым получит немного позже, когда трасса заработает на полную. «В течение ближайших года-двух трасса станет катализатором роста инвестиций в туристическую инфраструктуру полуострова. Очевидно, что под увеличивающийся турпоток строительство новых отелей и иной курортной инфраструктуры будет экономически оправдано», – говорит собеседник из РЭУ им. Плеханова.

Новая дорога позволит снизить логистические затраты для бизнеса, например, при перевозке продуктов питания. «Дополнительный импульс для развития получит сельское хозяйство полуострова за счет расширения рынков сбыта. Ведь новая трасса позволит фермерам доставлять готовую продукцию конечным потребителям с существенно более низкими издержками», – добавляет Чередниченко.

«Такая трасса позволит связать Крым с материком и существенно снизить транспортные издержки перевоза грузов с Кубани, из Ростовской области. И для туристов, которые приезжают в Крым на своих автомобилях, данная трасса существенно улучшит перемещение и сократит время в пути»,

– согласен Пономарев.

Как оказалось, работы над дорогами в Крыму еще не закончены. И трасса «Таврида» получит свое логическое развитие. Владимир Путин напомнил, что «надо делать спуски к морю», ведь люди во время туристического сезона едут не в Симферополь, а на море.

В планах действительно стоит строительство новых дорог-ответвлений от этой главной артерии полуострова. «Компанию «ВАД» мы из Крыма не отпустим. Я имею в виду, что у нас работы до 2024 года здесь более чем. И те поручения, которые сегодня дал президент, говорят о том, что у Крыма есть перспектива развития транспортной инфраструктуры», – сказал глава РК Сергей Аксенов.

Строительство «Тавриды» шло в две очереди. Первая очередь строительства протяженностью 190 км была реализована в декабре 2018 года и обеспечила быстрый и удобный проезд от Керчи до Симферополя по двум полосам движения в обход «вечной» пробки в районе поселка Береговое перед Феодосией, где гости полуострова и местные жители простаивали часами. Строительство второй очереди даст возможность автомобилистам проехать по четырем полосам движения через весь полуостров от Крымского моста до Севастополя. Именно открытие второй очереди состоялось 27 августа. Но теперь понятно, что будет, по сути, и третья очередь, которая предусматривает строительство транспортной развязки «Ялтинское кольцо» к 2023 году.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?