Экономика

14 февраля 2019, 17:50

Почему на Дальнем Востоке ожила промышленность

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Меры, предпринимаемые властями для развития экономики Дальнего Востока, начинают давать плоды. Статистика показала заметный рост промышленности в регионе и это резко контрастирует, например, с ситуацией на российском Кавказе. Бизнес поверил в экономические перспективы на Дальнем Востоке – правда, в отличие от местного населения. Почему?

В 2018 году промышленность Дальнего Востока росла в полтора раза быстрее, чем в среднем по России – индекс промышленного производства по итогам года составил 104,4%. Об этом сообщил несколько дней назад вице-премьер и полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев. Такие темпы наблюдаются уже несколько лет, уточнил он.

Однако следует учитывать, что этот рост распределен по огромной территории округа (которая в прошлом году еще и приросла за счет Бурятии и Забайкальского края) очень неравномерно. «Максимальный рост промышленности показали Якутия (8,5%) и Сахалин (6,8%). Скорее всего, его основу составили сырьевые отрасли. А в более диверсифицированных экономиках Хабаровского и Приморского краев, наоборот, был зафиксирован небольшой спад индекса промпроизводства – соответственно, на 0,5% и 2,1%», – отмечает управляющий партнер компании «ФОК (Финансовый и организационный консалтинг)» Моисей Фурщик.

Неравномерная динамика наблюдается и в разных сегментах индустрии. Например, в Приморском крае, согласно свежим данным местного управления статистики, в прошлом году произошло падение индексов производства в обрабатывающих производствах и относимых к промышленности сферах ЖКХ, а добывающий сегмент вырос сразу на 15%. В соседнем же Хабаровском крае снижение наблюдалось и в сегменте добычи полезных ископаемых (в частности, добыча угля упала на 6,7%), и в обрабатывающих отраслях.

Наиболее впечатляющие экономические результаты в 2018-м продемонстрировала Якутия. «В 2018 году впервые валовый региональный продукт в республике превысил 1 трлн рублей, и мы укрепили нашу позицию лидера среди регионов Дальневосточного федерального округа по экономическому росту. Целый ряд рекордов поставлен и в наших базовых отраслях, в добыче угля, золота, нефти», – сообщил глава правительства республики Владимир Солодов. В частности, добыча золота впервые в современной истории Якутии превысила 28 тонн, также обновили исторические показатели добыча нефти и угля, достигнув 12 млн и 17,7 млн тонн соответственно. Объем инвестиций в основной капитал в Якутии достиг 400 млрд рублей.

Сотнями миллиардов рублей измеряются объемы инвестиций и во многих других регионах Дальнего Востока после того, как в последние годы там началась реализация нескольких мегапроектов. В частности, на Амурский газоперерабатывающий завод Газпрома, строительство которого началось в 2015-м, в прошлом году уже было доставлено первое теплообменное оборудование, произведенное в Санкт-Петербурге совместным предприятием концерна «Силовые машины» и немецкой Linde AG.

Продолжилась работа по строительству крупнейшего в России судостроительного комплекса «Звезда», реализуемого в Приморье консорциумом во главе с Роснефтью, – его сухой док планируется сдать уже в 2020 году. Из прецедентных проектов в АПК Дальнего Востока стоит назвать запуск первого комплекса в будущем свиноводческом кластере группы компаний «Русагро» на территории опережающего развития (ТОР) «Михайловский». «Свинокомплекс является самым современным в стране. Он намного отличается от тех, что построены в Центральной России», – сообщил на открытии предприятия гендиректор «Русагро» Максим Басов. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 27,7 млрд рублей.

Список реальных инвестпроектов на Дальнем Востоке исчисляется десятками, и это говорит о том, что бизнес поверил в намерения правительства ускорить экономическое развитие региона. В этом Дальний Восток принципиально отличается от Северного Кавказа, где подобные планы были заявлены существенно раньше, но пока весьма далеки от желаемых результатов – на Кавказе притоку серьезных инвестиций по-прежнему препятствуют чудовищная коррупция и клановость.

Однако и на Дальнем Востоке отнюдь нет повода для головокружения от успехов.

Риски анклавной модернизации

О том, что оживление экономики на Дальнем Востоке пока ощущает на себе главным образом бизнес, свидетельствуют прежде всего демографические показатели.

По предварительным данным, 2018 год вновь был отмечен оттоком населения из большинства регионов ДВФО. В частности, в Приморском крае постоянное население за девять месяцев прошлого года уменьшилось на 7,3 тыс. человек, причем более чем на 60% это произошло за счет миграционного оттока. Хабаровский край в результате миграционного обмена населением потерял более 4,9 тыс. человек. На Сахалине, который благодаря добыче нефти и газа стабильно входит в короткий список недотационных регионов, миграционная убыль населения за 11 месяцев прошлого года превысила 400 человек.

Единственным значимым исключением вновь является Якутия – здесь, сообщал в начале минувшего декабря региональный орган статистики, с начала 2018 года количество жителей выросло на 4198 человек, еще немного приблизившись к миллиону жителей (по последним данным, в Якутии насчитывается 967,5 тысячи человек).

Но общая демографическая тенденция по Дальнему Востоку остается отрицательной. С 2012 года, когда в структуре правительства РФ было создано Министерство по развитию Дальнего Востока, по 2018 год население ДВФО сократилось более чем на 100 тысяч человек. Это, конечно, уже не темпы девяностых, когда Дальний Восток терял сопоставимое количество людей каждый год, но переломить тренд пока не удается.

Продолжающийся отток населения с Дальнего Востока определяется самим неравномерным характером экономического развития этой территории. Ставка на пресловутый прорыв в ДВФО сделана либо на мегапроекты, главным образом ориентированные на экспорт природных ресурсов и продуктов их переработки, либо же на анклавы ускоренного роста – ТОРы. Эти инструменты, безусловно, работают, если оценивать эффективность по объемам капиталовложений. Уже в 2017 году темпы прироста инвестиций в ДВФО превысили среднероссийские почти вчетверо (17,1% против 4,4%), фактически было вложено 1,2 трлн рублей. Перспективный же объем инвестиций, заявленных благодаря новым инструментам развития, составлял, по данным Корпорации развития Дальнего Востока, 3,7 трлн рублей, что позволит создать 120 тысяч рабочих мест. Но жить людям хочется, как правило, здесь и сейчас, а звучащие с высоких трибун заявления об ускорении развития, это желание только обостряют.

«Люди уезжают с Дальнего Востока не из-за низких зарплат или безработицы, – констатирует Моисей Фурщик. –

Гораздо более важная причина – некомфортные условия проживания. Причем не только климатические, но и социальные, а также влияет ощущение оторванности от активной жизни.

Это невозможно быстро изменить. Нужны крупные и длительные вложения в медицину, образование, городскую среду и в повышение транспортной доступности. Определенные усилия в этих направлениях делаются, поэтому отток населения заметно сократился. Но для коренного поворота нужно создать ощущение долгосрочного оптимизма. Причем у обычных людей, а не только у крупных инвесторов, на которых сейчас обращается основное внимание».

От крупных проектов в промышленности эффект пока противоречивый, констатирует московский политолог Алексей Чадаев, регулярно ведущий проекты на Дальнем Востоке. По его словам, обратной стороной экономического роста может становиться ухудшение качества жизни. Как это произошло, например, в Находке, где рост добычи угля ведет к тому, что город начинает задыхаться от угольной пыли.

Инфраструктурные горизонты

При этом, добавляет Чадаев, главным сдерживающим фактором для роста промышленности на Дальнем Востоке является не дефицит населения, рынков сбыта или инвестиций, а логистика, дефицит инфраструктуры. Магистральная железная дорога, которая ведет к дальневосточным портам, по сути, одна – Транссиб. А там, где железной дороги нет, любые попытки что-либо производить упираются в вопрос о том, как доставлять сырье и вывозить готовую продукцию. В результате промышленность на Дальнем Востоке растет там, где можно нормально наладить транспортировку.

«Это обрекает регион на некую анклавную модель с тяготением к крупным экономическим центрам. В этом смысле перенос столицы ДВФО из Хабаровска во Владивосток обусловлен не только политическими соображениями, – продолжает эксперт. – Шансов на более динамичное развитие на побережье гораздо больше, чем в лесной зоне, даже вблизи Амура. На данный момент для Дальнего Востока даже очаговый рост – это хорошая тенденция, но в сравнении с общими миграционными тенденциями эти успехи очень умеренны».

Кроме того, свою лепту в основные векторы развития экономики ДВФО вносит специфика регионального разделения труда: Дальний Восток обращен к Азиатско-Тихоокеанскому региону, где и так производится все, что только можно. «Единственное, в чем нуждается этот мегарынок – это сырье, пусть даже прошедшее самый простой передел для удобства транспортировки. Поэтому мы еще долго будем сырьевым придатком мировой фабрики, и единственный путь – это удлинение цепочек передела начиная от добычи ресурсов. Замахиваться на то, чтобы в сжатые сроки создать на Дальнем Востоке нечто инновационное, вряд ли стоит», – считает Чадаев.

Пока основные результаты Дальнему Востоку дает сырьевой экспорт, соглашается Моисей Фурщик. Но, по его словам, целый ряд ТОРов ориентирован на проекты в сферах пищевой промышленности (Михайловский, Белогорск, Южная, Камчатка), химии (Свободный и Нефтехимический), судостроения (Большой Камень) и туризма (Камчатка и Горный Воздух), и их успех может заметно изменить общую картину. Пока ТОРы и другие территории анклавной модернизации не дают большого роста промышленного производства, так как строительство крупнейших предприятий там только ведется. «Вряд ли их вклад в промышленную динамику станет заметен раньше 2021 года, – прогнозирует эксперт. – И это нормально».

Еще более далекий горизонт – у постепенно идущей ликвидации инфраструктурного дефицита на Дальнем Востоке. Еще в 2013 году началась модернизация БАМа и Транссиба, хотя работы быстро вышли за рамки графика – уже в 2016 году Счетная палата обнаружила многочисленные нарушения, из-за которых сроки завершения объектов пришлось переносить. В «майском указе» президента была поставлена задача к 2025 году увеличить пропускные способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и погранпереходов Дальнего Востока в 1,5 раза (до 180 млн тонн). В общей сложности этот проект обойдется в 696 млрд рублей, сообщил в прошлом августе глава РЖД Олег Белозеров.

Значительные инвестиции запланированы и в энергетику. В утвержденном распоряжением правительства 30 сентября прошлого года Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года Дальнему Востоку уделено едва ли не самое значительное место. Фактически это отражает выводы утвержденной чуть ранее Схемы и программы развития Единой энергосистемы России до 2024 года, где прогнозируется, что

в ближайшие годы именно на Дальнем Востоке будет наиболее значительный прирост энергопотребления, главным образом в связи с реализуемыми крупными инвестпроектами.

Однако в основном эти проекты так или иначе связаны с сырьем – полноценное включение Дальнего Востока в глобальные рынки продукции высоких переделов явно выходит за горизонт 2024 года. Причем такая специализация, подчеркивает заместитель директора Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий Санатов, сформировалась у многих территорий Дальнего Востока сравнительно недавно. Например, Сахалинская область еще 15 лет назад не была зоной активного сырьевого освоения, а теперь это типичный сырьевой анклав.

«Надо внимательно разобраться в причинах внезапно выросших показателей промышленного роста на Дальнем Востоке, – говорит эксперт. – На мой взгляд, это, скорее всего, связано именно с развитием добычи сырья. Хотя попытки государства в развитии сферы услуг и образования (Приморский край), развитии высокотехнологичных секторов, смежных с сырьевым (Сахалинская область и Якутия), могут дать положительный эффект в обозримой перспективе. Шанс на качественный рост промпроизводства дают проекты международной кооперации с теми же корейцами и японцами. Например, в Южно-Сахалинске реализуется проект технопарка вместе с Exxon для развития проектов в нефтегазосервисе. По крупицам таких инициатив много. Но жизнь на Дальнем Востоке проходит в изоляции, реализовать многие эксперименты там очень сложно».

Текст: Николай Проценко

Вам может быть интересно

США ужесточили экспорт оружия в Казахстан, Киргизию и Таджикистан
Темы дня

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

Небензя разоблачил западный спектакль в Совбезе ООН

США в очередной раз обвинили Россию в разработке вооружений, способных уничтожать спутники в космосе. «Доказательством» Вашингтон считает тот факт, что Москва заблокировала резолюцию Совбеза ООН о запрете размещать ядерное оружие в космосе. На самом деле в Совбезе разыграли спектакль. И наши смотрелись достойно.

Эксперты объяснили, как хуситы сбивают американские беспилотники MQ-9 Reaper

Перечислены самые популярные города у туристов для майских выходных

Тело умершего на Кубе канадца по ошибке отправили в Россию

Новости

Минобороны показало подбитую под Авдеевкой трофейную американскую бронетехнику

Американская гусеничная ремонтно-эвакуационная машина М88 и машина разграждения М1150 на базе танка M1 Abrams были выявлены и обезврежены российскими военнослужащими группировки «Центр» в районе Бердычей на Авдеевском направлении, сообщили в Минобороны.

ВСУ обстреляли Куйбышевский район Донецка

При обстреле украинскими военными Донецка в субботу пострадала местная жительница, сообщил источник в оперативных службах Донецкой народной республики.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Украинский дрон атаковал священников под Волновахой

Украинский беспилотник атаковал доставлявших гуманитарную помощь священников в окрестностях Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в Волновахском районе ДНР, сообщили в пресс-службе обители.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Стала известна роль 12-го фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

Новый подозреваемый по делу о теракте в подмосковном «Крокус Сити Холле», гражданин Таджикистана Джумахон Курбонов, снабжал соучастников средствами связи, сообщили в Московском городском суде.

Вода из Тобола затопила пойму в Упоровском районе Тюменской области

В Упоровском районе Тюменской области из-за разлива реки Тобол вода вышла на пойму по всей территории, затоплены 14 приусадебных участков, мост и участок дороги между населенными пунктами. Об этом сообщил глава района Леонид Сауков.

В США студенты колледжа выступили против участия Байдена в выпускном

Некоторые преподаватели и студенты американского колледжа Морхауз в штате Джорджия призвали руководство учебного заведения отказаться от приглашения президента США Джо Байдена для традиционного выступления на выпускной церемонии, сообщили местные СМИ.

Главком ВСУ признал обострение ситуации в зоне боев

Обстановка в зоне боевых действий для ВСУ стала сложной и появилась тенденция к обострению, сообщил главнокомандующий ВСУ Александр Сырский в ходе встречи в формате «Рамштайн».

Авиаэксперт перечислил выгоду от передачи России в управление аэропорта на Шри-Ланке

Соглашение о передаче управления аэропортом Маттала Раджапакса российской компании «Аэропорты Регионов» выгодно как для России, так и для Шри-Ланки. Договор показывает другим отечественным фирмам благоприятный инвестиционный климат острова, сказал газете ВЗГЛЯД авиаэксперт Роман Гусаров. Ранее Шри-Ланка передала управление аэропортом Маттала Раджапакса российской компании.

Россиянам напомнили о двух длинных выходных в мае

Российские граждане в начале мая отдохнут на двух длинных выходных по четыре дня подряд, напомнили в Федеральной службе по труду и занятости (Роструд).

Экс-пилот США предсказала F-16 проблемы на Украине

Истребители F-16, которые страны Запада планируют предоставить Киеву, столкнутся в зоне спецоперации с высококлассной российской техникой, заявила бывшая летчица ВМС США Бринн Таннехилл.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?