Новый легкий многоцелевой вертолет, который «Вертолеты России» обещают начать выпускать в 2020–2021 годах, создается при участии ведущих европейских компаний.
Мы однозначно сделаем лучше, потому что у нас опыта больше, у нас технологии – одни из самых современных. У нас цена будет ниже
«В создании основных систем вертолета, которые разрабатываются с учетом международных норм и требований по безопасности, принимают участие ведущие российские и европейские компании. В дальнейшем производство планируется разместить на Улан-Удэнском авиационном заводе», – сообщили ТАСС в пресс-службе холдинга «Вертолеты России».
Европейские компании участвуют в качестве поставщиков первого уровня. «Смысл участия западных компаний в том, что вертолет будет получать международный сертификат типа. Машина ориентирована как на российский, так и на экспортные рынки, где и прогнозируется основная доля потребительского спроса», – уточнили в холдинге.
Головным разработчиком нового легкого вертолета является компания «ВР-Технологии», входящая в состав холдинга. Ее специалисты будут работать над внешним обликом и интерьером вертолета совместно с известными итальянскими дизайнерами.
Речь идет о вертолете, выполненном с использованием соосной схемы несущих винтов, массой до двух тонн. Максимальная взлетная масса составит 1600 кг, дальность полета – 760 км. Вертолет сможет брать на борт до пяти человек или 730 кг полезной нагрузки. Крейсерская скорость машины составит 230 км/ч, а практический потолок – 6100 м.
Россия – известный лидер на мировом рынке вертолетостроения. В сегменте военных вертолетов «Вертолеты России» вторые, а в гражданском секторе – пятые в мире. Однако еще с советских времен сложилось, что российская линейка вертолетов состоит из средних и тяжелых вертолетов, то есть со взлетной массой от 7 до 20 тонн. А вот легкими вертолетами в России особо никто и не занимался.
«В советское время легкие вертолеты не были особо нужны, поэтому самые легкие вертолеты времен СССР – это Ми-2 и Ка-26. Первый имел универсальную направленность – использовался и в армии, и на гражданке. Второй – вертолет с поршневыми двигателями – использовался в основном в сельском хозяйстве как машина для опыления полей», – рассказывает заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.
Задел и основные компетенции в вертолетостроении были заложены в советское время. И ими Россия успешно пользуется до сих пор. Но достижения современной России в вертолетостроении нельзя назвать значительными. «В современной России был модернизирован Ка-26, на его базе был создан фактически новый вертолет – Ка-226. И в Казани сделали абсолютно новый вертолет – «Ансат». Это вертолеты с летной массой до 3,5 тонн. По нашей категории это малый вертолет, а по западным меркам это среднелегкий. Потому что есть еще категория вертолетов взлетной массой до 1,5–2 тонн. Это класс «Робинсонов», – говорит Дрозденко.
Таких легких вертолетов Россия до сих пор не делала. В 2000-х годах был такой проект по созданию легкого многоцелевого вертолета Ми-34, однако довести его до конца не удалось. Теперь же в «Вертолетах России» хотят вместе с европейцами создать собственную машину в абсолютно новом для себя классе. Легкие многоцелевые вертолеты – это самый массовый сегмент мирового гражданского вертолетного рынка. «Для холдинга «Вертолеты России» стоит несколько задач. Во-первых, создать продукт, привлекательный как для коммерческих заказчиков, так и для личного пользования. Во-вторых, выйти на новые для нас рынки, в том числе Европы и США, через сертификацию вертолета в этих странах», – заявлял в марте гендиректор холдинга Андрей Богинский.
Уже началась разработка технического проекта. Ожидается, что в текущем году будет подана заявка на получение сертификата типа. В холдинге уверены, что такой вертолет будет востребован как корпоративный транспорт, а также в топливно-энергетическом секторе (для мониторинга удаленных объектов в труднодоступных местах, например на шельфе) и при первоначальном обучении пилотированию. В «Вертолетах России» отмечают, что новый вертолет будет иметь лучшую транспортную производительность и дальность полета в своем классе. Для «Вертолетов России» этот проект также важен с коммерческой точки зрения. Ситуация на рынке такова, что в кризис продажи в штуках падают. Правда, это не мешает «Вертолетам России» в деньгах зарабатывать больше, что объясняется ориентацией на экспорт и курсовыми изменениями.
«Мы однозначно сделаем лучше, потому что у нас опыт больше, у нас технологии – одни из самых современных. У нас цена будет ниже, чем у западных образцов», – говорит Дрозденко.
«Рынок легких вертолетов – самый массовый, но воевать за него придется большой кровью. Просто сделать хороший вертолет недостаточно, потому что покупателем в этом классе является в основном частник. Государству легкий вертолет тоже нужен, но область применения его меньше, чем, например, для вертолета с пятью–шестью посадочными местами», – добавляет собеседник. Сегодня в России частный вертолетный парк состоит почти полностью из иностранных машин.
Ведущий специалист Ассоциации вертолетной индустрии Игорь Блинов согласен, что России нужен такой вертолет, однако сомневается в реализации проекта. Во-первых, не факт, что «Вертолеты России» доведут дело до конца, как это было с проектом Ми-34, закрытом в 2012 году на стадии начала летных испытаний, напоминает Блинов.
Рыночных перспектив для нового легкого самолета Блинов также не видит. По его мнению, к тому моменту, пока он появится, рынок будет перенасыщен: коммерческие компании уже сформируют необходимый парк из «Робинсонов». Перспективы появятся, только если Минобороны и другие ведомства сформируют госзаказ.