Как оказалось, экономический блок правительств обсуждает сразу три варианта так называемого налогового маневра – то есть проектов ряда изменений в налоговой системе. В частности, ранее стало известно, что Минфин предлагает налоговый маневр по формуле «22/22», то есть снизить страховые взносы с 30 до 22% и увеличить НДС с 18 до 22%. А МЭР считает лучшей формулу «21/21» (снижение страховых взносов до 21% и рост НДС до 21%). Теперь же стало известно, что есть еще и третий вариант, который предполагает формулу «21/20» c введением торгового сбора и увеличением НДФЛ до 15%.
Налоговый маневр от ТТП предлагает минимальный рост НДС и максимальное снижение ставок по страховым взносам, поэтому представляется наименее болезненным
Однако Торгово-промышленной палате (ТПП) не нравится ни один из них. Поэтому у нее есть свой, четвертый, вариант налогового маневра по собственной формуле «22/20». Предложено ставку страховых взносов снизить до 22% с сохранением «порогов», а НДС повысить до 20% с сохранением 10% льготной ставки, передает RNS со ссылкой на главу ТПП Сергея Катырина.
По расчетам ТПП, реализация налогового маневра по формуле «21/20» с увеличением НДФЛ до 15% приведет к наибольшему негативному эффекту: рост нагрузки НДФЛ составит 16%, или до 698 млн рублей, рост нагрузки по НДС составит 11%, или 1,504 млрд рублей. То есть в сумме нагрузка на компании увеличится на 2,2 млрд рублей. Тогда как понижение ставки страховых взносов даст положительный эффект для некоторых компаний лишь от 560 млн до 1,283 млрд рублей.
Теоретически снижение страховых взносов выгодно для бизнеса, так как снижение нагрузки на фонд оплаты труда влечет снижение себестоимости производимых товаров или выполняемых работ. Повышение же НДС на бизнес влияет меньше, так как его платит, скорее, покупатель.
Однако президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин считает, что снижение страховых взносов будет полезно только там, где это самая большая статья расходов, например, для IT-бизнеса. Для многих же компаний эффект будет небольшим. При этом такой налоговый маневр приведет к сокращению реальных доходов населения и падению потребительского спроса. Ко всему прочему, это приведет к росту зависимости Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета.
А повышение НДФЛ приведет к уходу в теневой сегмент части сотрудников, что грозит бюджету значительными потерями, отмечает руководитель налоговой практики компании BMS Law Firm Давид Капианидзе.
Предложения МЭРа и Минфина не намного лучше. По расчетам ТПП, реализация маневра по формуле «21/21» (предложение Минэкономразвития) с отменой «порогов» и льготной ставки НДС позволит сократить расходы на уплату страховых взносов некоторым компаниям на 14–24% (560 млн – 1,283 млрд рублей). Но из-за увеличения НДС налоговая нагрузка для тех же компаний увеличится почти на 17% (259 млн – 2,256 млрд рублей). В итоге также нагрузка по налогу на прибыль вырастет более чем на 2%. Иными словами, отрицательный эффект для компаний снова может оказаться выше, чем положительный. Такой же расклад и по предложению Минфина.
«При том и другом раскладе налоговая нагрузка на средний и крупный бизнес вырастет, – говорит председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа», руководитель рабочей группы ТПП РФ по управлению налоговыми рисками Павел Гагарин. – Эти и другие варианты не просчитывают налоговый потенциал налогоплательщиков. Никто не знает, сколько этого потенциала еще осталось и насколько изменение налоговых ставок ускорит инфляцию».
«Любой из предложенных вариантов неизбежно приведет к повышению цен, поскольку НДС входит в стоимость товаров. При этом рост заработных плат из-за снижения ставок страховых взносов весьма сомнителен. В этом плане вариант Минфина, предполагающий максимальную ставку НДС, наиболее сильно ударит по кошелькам граждан», – считает юрист бюро «Деловой фарватер» Павел Ивченков.
Впрочем, Минфин не пугает возможный рост инфляции, зато там надеются, что снижение страховых выплат выведет заработные платы из тени. Однако Павел Гагарин возражает, что «все благие намерения авторов этих вариантов в части искоренения «серых» зарплат, повышения конкурентоспособности российских товаров, стимулирования экспорта и т. п. не подкреплены серьезными расчетами».
«Я далек от мысли, что бизнес (особенно малый и средний) уходит в тень именно из-за высоких ставок страховых взносов – скорее из-за высокой административной нагрузки. Поэтому вряд ли хоть один из вариантов будет способствовать активному экономическому росту», – считает Ивченков.
В итоге самым оптимальным из предложенных вариантов эксперты считают все же вариант, предложенный ТТП. Хотя отрицательного воздействия не удастся избежать ни при каком маневре. «Поскольку при нем потери бюджета будут меньше, а изменения для граждан – менее негативными. И этот маневр может привести к определенному экономическому росту», – говорит Давид Капианидзе.
«Налоговый маневр от ТТП предлагает минимальный рост НДС и максимальное снижение ставок по страховым взносам, поэтому представляется наименее болезненным, однако и он неизбежно приведет к росту цен. Поскольку себестоимость товаров (работ, услуг) складывается не только из налоговых отчислений и заработной платы – это еще и транспортные расходы, арендная плата, расходы на текущую административно-хозяйственную деятельность, коммунальные расходы и т. п., которые тоже вырастут благодаря повышению ставки НДС», – резюмирует Павел Ивченков.