Российские бизнесмены вложили в экономику Украины в 2016 году 1,67 млрд долларов, что составляет 38% от общей доли инвестиций, сообщает УНИАН со ссылкой на отчет Государственной службы статистики Украины (Госстат). Таким образом, Россия снова стала для Украины главным инвестором.
Те цифры, что мы имеем на сегодня, являются остатком и напоминанием о некогда мощных экономических связях между нашими странами
Всего из стран ЕС на Украину поступило 1,9 млрд долларов (около 45% от общей суммы). Но если говорить отдельно, то бизнесмены Кипра вложили уже только 427,7 млн долларов, Великобритании – 403,9 млн долларов, Нидерландов – 255 млн долларов, Австрии – 249,9 млн долларов. Всего в течение 2016 года Украина получила 4,4 млрд долларов прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что на 642 млн долларов больше показателя предыдущего года (3,7 млрд долларов).
Наиболее существенные инвестиции были направлены в компании, осуществляющие финансовую и страховую деятельность (2,8 млрд долларов). Также около 525 млн долларов получила оптовая и розничная торговля. 475 млн долларов получила от инвесторов промышленность Украины, что, конечно, для некогда серьезной промышленной державы катастрофически мало.
Статистика показывает, что Россия остается не только главным инвестором, но и главным торговым партнером с 3,6 млрд долларов экспорта и 5,1 млрд долларов импорта товаров. Три года экономического и политического противостояния не слишком изменили пропорции, изменился лишь масштаб.
«Украина по-прежнему имеет тесные кооперационные и экономические связи, пусть и не на том уровне, на котором они были до 2012–2013 годов. Безусловно, политика официального Киева на дезинтеграцию с Россией повлияла на отток иностранного капитала из Украины. Экономические санкции, транзитная блокада, продовольственное эмбарго – все эти меры не на пользу двусторонним отношениям Украины и России. И те цифры, что мы имеем на сегодня, являются остатком и напоминанием о некогда мощных экономических связях между нашими странами», – говорит украинский экономист Александр Колтунович.
Не стоит забывать, что значительная часть ПИИ пошла в банковскую и страховую сферу, а «дочки» российских банков на Украине в числе лидеров рынка. Они продолжают работать здесь и докапитализироваться за счет российских материнских компаний, несмотря на порой агрессивное поведение украинских радикалов и депрессивную ситуацию в банковском секторе.
Евроинтеграция же не смогла заинтересовать европейских инвесторов для прихода на Украину. Больше всего из стран ЕС инвестировали в экономику Украины Кипр и Великобритания, хотя по их меркам вложения по 400 млн долларов крайне незначительны. Британия, например, инвестирует по всему миру триллионы фунтов стерлингов.
Раньше большинство инвестиций в Украину осуществлялось именно через кипрские офшоры. Кипр, по статистике, был главным инвестором. Однако за кипрскими офшорами скрывался в основном российский и украинский капитал, Кипр использовался лишь для оптимизации налогообложения. Так, в исследовании OECD отмечалось, что на конец 2014 года реальный объем российского капитала на Украине как минимум втрое выше официальных данных – около 9,9, а не 2,7 млрд долларов.
Сейчас помимо Кипра идут инвестиции также из Нидерландов, Великобритании и Австрии. Но это объясняется в том числе благоприятными налоговыми условиями в этих странах, которые зачастую действуют как офшоры, считает глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Реальные же европейские и американские инвесторы обходят Украину стороной. За европейскими офшорами скрываются все те же российские и украинские капиталы. Украинские олигархи традиционно накапливают свою прибыль именно в европейских офшорах, а потом под видом зарубежных инвестиций возвращают валюту обратно на Украину.
Таким образом, можно констатировать, что все разговоры и обещания Майдана о том, что зарубежные инвесторы завалят Украину деньгами, оказались не более чем красивым лозунгом.
«Украина никогда для ЕС не была привлекательной в плане инвестиций, а подписанное в 2014 году соглашение об ассоциации и создание зоны свободной торговли и вовсе делает процесс инвестирования в экономику Украины попросту нецелесообразным. Какой смысл инвестировать в модернизацию и создание новых производственных мощностей, чтобы они конкурировали с европейскими товаропроизводителями?» – риторически вопрошает Колтунович.
В целом, конечно, украинские власти будут с радостью сообщать о том, что объем прямых иностранных инвестиций в экономику страны вырос. Это, конечно, позитивная тенденция, но почувствовать ее благоприятное влияние украинцы вряд ли смогут. «Что такое общий объем прямых иностранных инвестиций в 4,4 млрд долларов на фоне госдолга страны в 70,1 млрд долларов, а также потерь от экспорта в виде валютной выручки за три года в размере 27 млрд долларов?» – говорит украинский экономист.
И в ближайшие годы ждать чуда в виде реальных инвестиций из-за рубежа (кроме как из России) Украине не стоит. Согласно прогнозу экспертов МВФ до 2021 года, приток зарубежных инвестиций на Украину не превысит 5–6 млрд долларов. И это еще оптимистичный сценарий. Внешняя торговля, согласно расчетам МВФ, останется дефицитной, поэтому каждый год стране нужно будет искать (занимать) несколько миллиардов долларов только для того, чтобы покрыть дефицит внешней торговли.