Пакет российских предложений по совместному с Японией освоению Курил включает сотрудничество в рыболовной отрасли, медицине, туризме, заявила директор третьего департамента Азии российского МИДа Людмила Воробьева.
Суть предложений в том, чтобы дать возможность японским компаниям вкладывать средства в развитие Курил, обойдя этот политический момент
По ее словам, сейчас ведется интенсивная подготовка к встрече заместителей глав внешнеполитических ведомств России и Японии, которая намечена на март. «Прорабатываем пакет предложений, касающихся наиболее перспективных сфер с точки зрения социально-экономического развития Южных Курил. Это прежде всего рыборазведение, рыбопереработка, совершенствование инфраструктуры, геотермальная энергетика, туризм, медицина и ряд других», – сказала она в интервью РИА «Новости».
Договоренность обсудить возможность совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах была достигнута в декабре – во время визита в Японию российского лидера Владимира Путина.
Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос о визите в Россию премьер-министра Японии Синдзо Абэ – он может состояться в первой половине года.
Недоинвестирование
Россия уже не первый год старается вкладываться в социально-экономическое развитие Курильских островов с помощью государственных программ. Сейчас идет реализация уже третьей такой программы, рассчитанной на 2015–2025 гг. Первая была начата еще в 1994 году.
Однако серьезного толчка к развитию регион не получил. Во-первых, объем выделяемого финансирования невелик. Так, на развитие Курил в 2016–2025 гг. планируется потратить около 70 млрд рублей. Это менее 10% расходов, заложенных в программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года. Хотя, конечно, сложно сравнивать Крым, где на 27 тыс. кв. м проживает около 2 млн человек, и Курильские острова, где на 9 тыс. кв. м живет не более 20 тыс. человек (а экономически активного населения всего 8,2 тыс.).
Во-вторых, уровень исполнения расходов по госпрограмме был и остается низким. Реализация ФЦП на 1994–2005 годы позволила лишь частично решить проблемы региона, так как финансирование мероприятий едва превышало 18% запланированных объемов. По данным Федерального казначейства, в январе–сентябре 2016 года уровень исполнения расходов составил только 9,6% годовых назначений. То есть освоили менее 10% выделяемых средств.
В итоге большой природно-ресурсный потенциал Курил освоен до сих пор достаточно слабо. В этом плане приход японских инвесторов стал бы прекрасным решением для региона. Туда действительно могли бы пойти японские деньги. Интерес со стороны японского бизнеса в развитии региона есть и был. Другое дело, что сейчас вкладываться в спорные острова японцы не могут.
«Если японские компании приходят на Курилы, то им надо регистрироваться как иностранный субъект в иностранном государстве, тем самым они как бы признают, что Курильские острова – это территория России. С политической точки зрения это неприемлемо для них», – говорит газете ВЗГЛЯД замначальника отдела аналитических исследований ИКСИ Вера Кононова.
Суть предложений как раз заключается в том, чтобы дать возможность японским компаниям вкладывать средства в развитие Курил, обойдя этот политический момент.
«Какой юридический механизм будет предложен, чтобы обойти это политическое препятствие, сейчас сложно сказать. Но суть в том, чтобы предложить японским инвесторам работать на Курилах без необходимости создавать на территории РФ отдельную структуру. Если этот механизм будет принят на высшем уровне, то это станет толчком к приходу японских инвесторов на острова», – говорит собеседник.
Японским инвесторам могут быть интересны все озвученные направления развития совместного сотрудничества. Нераскрытый потенциал островов велик.
Центрами сосредоточения постоянного населения и экономической деятельности являются четыре острова – Итуруп, Кунашир, Шикотан и Парамушир. Наиболее развитыми являются два самых больших острова – Итуруп и Кунашир. 40% населения всех Курильских островов живет в поселке городского типа Южно-Курильск, который находится на острове Кунашир.
Водные ресурсы
Основная деятельность островов – это рыболовное хозяйство. Более 70% отгруженных товаров местного производства с островов приходится на переработанную и консервированную рыбную продукцию. Еще 15,1% – на продукты рыболовства (данные за 2015 год). Однако в масштабе страны острова дают немного рыбной продукции. Здесь производится всего 1% от общероссийских объемов. Для сравнения: во всей Сахалинской области, куда входят Курилы, производится 13,5% от общероссийского объема рыбы и рыбной продукции. Здесь работают рыбокомбинаты, которые выпускают продукцию из наваги, скумбрии и лососей.
«Если посмотреть на структуру экономики Курильских островов, которая сейчас существует – она крошечная. Основная ее доля связана с рыболовством и рыбопереработкой. И здесь есть возможности для расширения благодаря природным водным ресурсам. К тому же рядом очень большой японский рынок сбыта», – говорит Кононова.
Южные Курильские острова имеют благоприятные гидробиологические условия для воспроизводства рыбы. На Курилах сосредоточена одна пятая часть возможного ежегодного вылова ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России.
Особенностью ряда островов является наличие природных нерестилищ лососевых рыб, например, нерки на острове Итуруп.
На Курилах, особенно на островах Кунашир, Итуруп и малой Курильской гряды, имеются уникальные воды и условия для выращивания гребешка, морского ежа, трепанга и ламинарии. То есть огромный потенциал для развития марикультуры, которая пользуется большим спросом именно в Японии и в целом в АТР. По оценке Института биологии моря Дальнего Востока РАН, для ведения интенсивной марикультуры у берегов Сахалина и Курил пригодно 1,3 млн гектаров прибрежных акваторий, где можно выращивать более 2 млн тонн.
На островах также имеется потенциал для роста вылова скумбрии и тунца, сайры, осьминога, морского окуня и лосося.
Туристический потенциал
«Интерес инвесторов также может быть к развитию туризма, в частности, медицинского туризма. На островах находятся уникальные термальные источники. Если их обустроить, то потенциал огромный. Но здесь также возникает проблема наличия природных ресурсов, но отсутствия инфраструктуры. Туристическая поездка на Курилы – это дорогое удовольствие. Более того, это некомфортно. Судя по тому, что пишут те, кто там побывал как турист, то там полуэкстремальные условия. Там нет гостиниц нужного класса, транспорт тоже не для гражданских лиц», – рассказывает Кононова.
#{smallinfographicright=469243}С достопримечательностями на Курилах проблем нет. Здесь можно увидеть и вулканы, и фумарольные поля, и красивые бухты, и скалы, и водопады, и разнообразных животных. Здесь уникальная природа, бальнеология и исторические объекты. Например, можно обнаружить останки базирования японцев на островах.
Но вот туристов действительно в прямом смысле негде принимать. На Кунашире три весьма скромных гостиницы, на Итурупе – пять. При этом цены там начинаются от 3,5 тыс. рублей в сутки. Туристам предлагают зачастую ночевки в палатках.
Доставка туристов на острова – другая головная боль. Да и на территории самих островов добираться до природных достопримечательностей приходится пешком (порой до половины пути, другая половина – на высокопроходимом КамАЗе). Термальные источники не то что не оборудованы, но далеко не ко всем ведет дорога. При этом стоимость тура на Курилы начинается от 80 тыс. рублей на человека, не включая затраты на самолет и питание.
Между тем интерес к островам проявляют далеко не только российские туристы, но и иностранцы. В группе из 10 человек, как правило, всегда есть пара-тройка иностранцев. Только, конечно, сейчас это не японцы, а в основном европейцы. Любящие путешествовать японцы станут частными гостями островов только после того, как там появится соответствующая инфраструктура и удобства. Но строительство здесь стоит дорого, как из-за транспортной логистики, так и из-за короткого лета (увеличивает сроки окупаемости туристических объектов).
Полезные ископаемые
Южные Курильские острова интересны инвесторам своими природными богатствами. В частности, на острове Итуруп находится единственное в России месторождение металла рения с довольно большими залежами, которые благодаря вулканическим выбросам растут. На острове Кунашир находятся существенные запасы золота и серебра. По данным Минприроды, прогнозные ресурсы месторождений Северо-Кунаширского рудного узла составляют 475 тонн золота и 2160 тонн серебра, а Итурупского рудного узла – 370 тонн золота и 2540 тонн серебра. На островах также имеются запасы полиметаллических руд. Наконец, шельфовые территории богаты нефтью и газом.
«Можно предположить, что особый интерес будет к полезным ископаемым Курил. Здесь, например, есть месторождения редких металлов. Но будут ли допущены иностранные инвесторы к ним – большой вопрос. Потому что есть месторождения стратегического характера, к которым по российскому законодательству иностранных инвесторов не допускают», – говорит Вера Кононова из ИКСИ.
Инфраструктура
Однако развитие всех этих трех направлений экономики островов невозможно без развития сопутствующей инфраструктуры. Например, чтобы добывать золото на острове Уруп, надо построить причал и несколько вертолетных площадок.
Конечно, за последние годы здесь многое было сделано. Появились порты и аэропорты. Однако сделать необходимо еще больше.
В федерально-целевой программе по социально-экономическому развитию Курильских островов на 2015–2025 гг. называют основные задачи. Необходимо построить вертолеты и грузопассажирские суда для того, чтобы обеспечить бесперебойное воздушное и морское сообщение между Курильскими островами и островом Сахалин, материком и полуостровом Камчатка. Территориальная разобщенность не даст развиваться региону.
Необходимо построить и реконструировать дорожную инфраструктуру и улучшить информационные коммуникации путем строительства единой сети связи с Россией. Наконец, необходимо создать современную систему оценки и предупреждения о ЧС природного характера.
Также в планах строительство жилья и коммунальных систем, школ и больниц, а также модернизация энергетической инфраструктуры. На Курильских островах уже начали уходить от выработки электроэнергии на основе дизеля и угля. Здесь стали развивать нетрадиционную геотермальную энергетику. Малые гидроэлектростанции построены на острове Парамушир, есть по одной геотермальной электростанции на островах Кунашир и Итуруп.
Так, Менделеевская ГеоТЭС обеспечивает остров теплом и электричеством за счет энергии вулкана. Геотермальная энергетика на островах крайне выгодное дело, потому что привозить традиционные энергоносители очень затратно.