Россия уже через шесть–семь лет может столкнуться с новым энергетическим кризисом, заявил глава Роснано Анатолий Чубайс в интервью «Российской газете». Чтобы избежать этого, нужно вводить в строй новые электростанции (генерирующие мощности), заявляет Чубайс.
Десять лет назад, напомнил Чубайс, на юге Приморья, в Екатеринбурге, на юге Урала, в Западной Сибири, в Сочи «физически не хватало мощностей». По его словам, эту проблему смогла решить реформа энергетики. «Но если делать прогноз на будущее, то в нем практически все сходятся на мысли, что этот ресурс исчерпается», – сказал глава Роснано. Отключение электроэнергии может произойти «в самый драматический момент, например зимой, при температуре минус 30». «Есть риск, что при максимальной загрузке имеющегося оборудования просто не хватит. А при дефиците электроэнергии и цены могут пойти вверх», – предупредил он. По словам Чубайса, «импульс реформы исчерпывается, и отрасли нужно придать новый стимул для модернизации».
Насколько оправданны слова Чубайса, который, напомним, в свое время возглавлял главный энергетический холдинг страны – РАО ЕЭС?
После проведенной как раз Чубайсом реформы РАО ЕЭС в России не то что нет дефицита мощностей, а, наоборот, наблюдается их переизбыток – аж в 20 ГВт. Однако исследователи рынка действительно ждут постепенного сокращения производства электроэнергии. Так, рейтинговое агентство АКРА посчитало, что к 2021 году спрос на рынке электроэнергии догонит предложение.
Предложение будет сокращаться, с одной стороны, потому что завершится программа строительства новых блоков, с другой – за счет вывода из эксплуатации старых мощностей. В работе находится значительное количество устаревшего оборудования с низкой эффективностью.
Строительство новых электростанций продолжается сейчас только в трех регионах, где при общем по стране профиците мощностей их как раз и не хватает. Это Дальний Восток, Калининград и Крым.
«Проблема дефицита может всплывать в отдельных регионах, где есть повышенная вероятность нештатных ситуаций и аварий, а также где существуют каналы передачи энергии зарубежным потребителям. Например, на Дальнем Востоке в летний период произошел скачок напряжения в результате износа сетей – по этой причине без света осталось несколько населенных пунктов, а также произошли сбои поставок энергии в Китай. Проблема была устранена быстро, но очевидно, что это был один из сигналов высокой нагрузки на сети», – говорит Алексей Антонов из «Алор Брокер».
Поэтому готовиться к будущему дефициту генерирующих мощностей, конечно, надо уже сейчас. Но о каком же необходимом импульсе говорит Чубайс? Как глава Роснано, компании, которая занимается развитием альтернативной энергетики и возобновляемых источников энергии (ВИЭ), Анатолий Чубайс, конечно, намекает на нужность собственных разработок. Например, сейчас Роснано в том числе и за счет собственных средств реализует 100-миллиардный проект по развитию ветряных электростанций. Роснано также инвестирует в проекты в сфере производства солнечных панелей.
Конечно, развитие ВИЭ в России, доля которых в стране пока всего 5%, может стать одним из вариантов решения проблемы будущего дефицита электроэнергии, считает Антонов. Однако без господдержки ничего не получится. Тут нужны существенные госдотации и поддержка на законодательном уровне. Пока же себестоимость ВИЭ настолько выше, чем газовых мощностей, что только небывалое технологическое открытие может изменить текущие приоритеты. ВИЭ актуальны там, где нет собственных традиционных источников энергии. У России же в наличии весь набор: нефть и газ, атомная и гидроэнергетика. Поэтому для России ВИЭ – это не выход, считают в Фонде национальной энергетической безопасности. Куда менее затратно модернизировать устаревшие блоки ТЭС.
Для того же Роснано ВИЭ пока не приносят высокой отдачи. По итогам первых двух кварталов 2017 года Роснано получила чистый убыток в размере 3,1 млрд рублей. «С другой стороны, хотя Чубайс в первую очередь отстаивает интересы вверенной ему госкорпорации, надо отметить, что его мысли в целом отвечают реальному положению в сфере энергогенерации», – считает управляющий партнер экспертной группы VETA Илья Жарский.
В этом году уже заметно, что потребление растет быстрее, чем генерация. Так, по итогам девяти месяцев этого года выработка электроэнергии составила 782,7 млрд кВт/ч, то есть выросла на 1,2% к уровням первых трех кварталов 2016 года, а потребление при этом выросло на 1,5% – до 771,9 млрд кВт/ч. «В перспективе пяти лет спрос на электроэнергию будет расти в пределах 2–3% ежегодно, а рост генерации технологически ограничен с учетом того, что костяк генерирующих мощностей в России занимают ТЭС, большинство из которых уже работает вблизи пиковых значений нагрузки. То есть для обеспечения предложением растущего спроса на электроэнергию необходимо вводить все больше и больше мощностей, а для этого нужны инвестиции в энергетику», – подтверждает слова Чубайса Жарский.
А денег на ввод новых генерирующих мощностей и модернизацию существующих, по сути, нет. Чтобы они появились, электроэнергия должна стать дороже.
«Это действительно создает предпосылки для повышения тарифов, ожидать которого стоит в перспективе одного–двух лет», – считает Жарский. Избыток мощностей скоро перестанет давить на цены, заставляя их снижаться. А значит, стоимость электроэнергии для промышленности будет расти на 6,4% в год, то есть выше инфляции, ожидают эксперты АКРА. Некоторые эксперты ждут еще большего роста цен – на 10–12%.
С одной стороны, такое повышение и в самом деле поможет найти деньги на модернизацию энергоблоков. С другой, удорожание расходов на электроэнергию станет дополнительной нагрузкой на бизнес и промышленность, тормозом на пути роста российской экономики.