«Мы наблюдаем все больше примеров, когда политика грубо вмешивается в экономические отношения. Совсем недавно говорили, что это невозможно, контрпродуктивно и это нельзя допустить. Теперь сами, кто так говорят, сами это все делают. Некоторые даже не скрывают, что используют политические предлоги и поводы, чтобы продвинуть собственные чисто коммерческие интересы», – заявил в четверг президент Путин в ходе итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай».
В пример он привел недавний санкционный пакет, принятый американским Конгрессом, который «откровенно нацелен на то, чтобы вытеснить Россию с европейских рынков энергоносителей».
Этими санкциями США угрожают уже не только России, но и европейцам. Им могут запретить поставлять любые товары и технологии либо финансы для любого трубопроводного проекта с российским участием. Отдельным пунктом в документе оговаривается противодействие строительству «Северного потока – 2», который Газпром реализует с пятью европейскими партнерами. Американцы даже не скрывают, что делают это ради собственной коммерческой выгоды, чтобы убрать российский газ и расчистить дорогу американскому СПГ, проигрывающему конкуренцию в Европе. Об этом прямо сказано в санкционном документе.
Удивительно, но когда Газпром строит выгодный для себя газопровод (ибо прокачивать газ по новому и более короткому собственному газопроводу без оплаты услуг транзитера, да еще и столь проблемного, как Украина, намного дешевле и безопасней), то его обвиняют в политизированности. Но вот когда США открыто признаются, что расчищают в Европе рынок для своего СПГ, применяя нерыночные меры, то этого обычно никто даже не замечает.
Однако Старый Свет прозрел и оказался явно недоволен манипуляциями Вашингтона. Ведь, уступив раз, европейцам придется уступать постоянно. В конечном счете энергетическую политику в ЕС будут вести США, которые заполнят европейский рынок собственным СПГ по той цене, которая будет выгодна им.
Другой факт – Европа наконец вывела из-под действия Третьего энергопакета ЕС газопровод Opal, по которому российский газ из «Северного потока» поступает в Западную Европу. Шесть лет Газпром не мог загрузить на полную мощность «Северный поток», потому что эти злополучные правила (подсказанные США) разрешали использовать только половину мощностей. Вторая половина просто простаивала, так как других желающих поставлять газ по этой трубе не было и нет. И даже попытки Польши через суд помешать полному заполнению Opal провалились. Недавно Апелляционный суд Дюссельдорфа принял окончательное решение по Opal, сняв все запреты на расширение доступа Газпрома к трубе. Германия больше не хочет потакать американским интересам во вред собственной энергетической безопасности.
Но если в Западной Европе начали осознавать американские манипуляции, то Польша, Прибалтика и, конечно, Украина ведут принципиально иную политику. Они готовы переплачивать вдвое и даже втрое за американский СПГ и уголь в ущерб собственной экономике. Теперь к их кругу, вероятно, примкнет и Дания, которая может не разрешить строительство «Северного потока – 2» в своих территориальных водах. Хотя это мало чем помешает проекту – только маршрут придется немного изменить.
Коллизия вокруг «Северного потока – 2» отчетливо напоминает события 35-летней давности, когда в 1981 году СССР решил построить газопровод «Ямал – Европа» в Германию.
Президент США Рональд Рейган тогда тоже выступил резко против советской трубы, использовав почти те же аргументы, что и сейчас употребляют американские политики. Рейган объявил новый газопровод орудием влияния СССР в Европе. Ровно так же, как сегодня «Северный поток – 2» (да и «Турецкий поток») его критики называют угрозой энергетической безопасности Европы.
Однако под этой риторикой скрывалось не что иное, как желание Рейгана помешать выгодному для СССР контракту. И что же предпринял американский президент в 80-х годах, когда Германия не пошла на поводу у Вашингтона? Использовав как повод военные события в Польше, Рейган ввел против Москвы санкции, запрещающие третьим странам продавать СССР оборудование, необходимое для строительства трубы. Поменялись действующие лица, вместо Польши разменной монетой стала Украина, но цели и используемые США методы остались прежними.
Между тем при поддержке ФРГ газопровод «Ямал – Европа» был построен и действует до сих пор. Причем идущий в последние годы рост спроса на российский газ со стороны Европы Газпрому приходится закрывать наращиванием поставок по украинскому маршруту и «Северному потоку».
Если оглянуться назад, то значение газопровода «Ямал – Европа» трудно переоценить. Не будь у Германии доступа к российскому газу, возможно, не было бы сегодня и столь сильного и промышленно развитого лидера в Европе. Да и Россия, возможно, не была бы столь сильна в нефтегазовой сфере. И при всех недостатках сырьевых держав без этой нефтегазовой иглы Россия, вероятно, до сих пор была бы в кабале у МВФ и его главного акционера США, куда попала после развала СССР.