Экономика

6 апреля 2016, 21:05

Теперь Яценюк хочет лишить Украину дешевого топлива

Фото: Gleb Garanich/Reuters

Украинский премьер-министр Арсений Яценюк перед уходом решил запомниться рядом ярких заявлений. Он неожиданно обнаружил, что Киев до сих пор не ввел запрет на ключевой импортный товар из России – нефтепродукты. Если идеи Яценюка воплотятся в жизнь, то пострадают только жители Украины, которые будут вынуждены переплачивать за бензин.

Глава украинского правительства Арсений Яценюк заявил, что считает необходимым запретить закупку нефтепродуктов у России. Он поручил министерству экономики Украины подготовить соответствующие документы к пятнице, сообщает РИА «Новости».

Мы ввели ряд санкций против РФ, но один из ключевых элементов – это закупка нефтепродуктов в РФ – почему-то не попал в санкционный список

«Поручение, которое я даю министерству экономического развития и торговому представителю Украины: мы ввели ряд санкций против РФ, но один из ключевых элементов – это закупка нефтепродуктов в РФ – почему-то не попал в санкционный список. Поэтому я прошу министерство экономики наработать механизм запрета на покупку нефтепродуктов в стране-агрессоре, которым является Российская Федерация, и на пятницу, чтобы мы вынесли это решение на внеочередное заседание правительства», – сказал премьер-министр.

По итогам 2015 года почти половина всего объема импорта нефтепродуктов на Украину пришлась на Белоруссию – 1,733 млрд долларов. Россия на втором месте с рыночной долей 21,9%, импорт топлива составил 0,845 млрд долларов, на третьем Литва – 0,414 млрд долларов (доля 10,7%). Причем в первом квартале Украина импортировала нефтепродукты из Белоруссии, Литвы, Греции и других стран. Но России в этом списке уже не было. 

Дело в том, что с октября прошлого года с украинского рынка ушли российские поставщики нефтепродуктов, в том числе дизтоплива. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ запретила его поставки на Украину во избежание попадания украинской армии из-за военных действий в Донбассе. Был введен разрешительный принцип. Если бы этого запрета в конце года не было, то доля России по году составила бы 30%, отмечает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук. Впрочем, он добавляет, что по факту, скорее всего, Россия столько и поставила. Просто этот импорт проходил не как российский.

По его словам, российское топливо даже после запрета шло на украинский рынок – через белорусских поставщиков. Изменилась лишь логистика, и появился белорусский посредник, который, безусловно, только рад на этом заработать. Собственно, благодаря росту поставок из Белоруссии удалось избежать дефицита топлива на украинском рынке. Однако уход российского дизтоплива привел к резкому росту цен. Во-первых, белорусское топливо начали продавать с премией, во-вторых, европейское топливо изначально дороже российского.

«Российское топливо дешевле, чем импорт из Европы, а также из Белоруссии, где заводы потехнологичней и белорусское дизтопливо чуть лучше по качеству. Но основную массу потребителей Украины удовлетворяет качество российского дизельного топлива», – говорит Корольчук. Главное преимущество российского топлива – цена.

«У меня лично есть знакомые, которые ждут дальнобойщиков из России. Те заправляются по полной на какой-то точке перед границей, приезжают сюда и устраивают распродажу топлива, у них там где-то тонна остается условно», – рассказывает Корольчук.

Впрочем, с 30 марта снова начались прямые поставки российского дизтоплива из России на Украину. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ дала разрешение на это ЛУКОЙЛу. Компания будет поставлять нефтепродукты только гражданским конечным потребителям: АЗС, городским коммунальным службам, производителям сельхозпродукции и т. д.

По данным Корольчука, Украина потребляет 5 млн тонн дизтоплива по году, и если поставки из России не будут остановлены, то по итогам года они могут составить 2,5 млн тонн. Выиграют от этого украинские покупатели – не только население, но и бизнес. «Российский дизель поможет снизить цену на него на украинских АЗС, потому что он где-то на 10% дешевле, чем европейский и даже белорусский. На АЗС литр дизтоплива стоит от 17 до 19 гривен (45–50 рублей). Если придет российский дизель, то следует ожидать снижения верхнего уровня – с 19 до 18 грн, а нижнего – с 17 до 16 грн. Это как минимум», – говорит Корольчук.

Он надеется, что даже если Яценюк решится подписать документ об эмбарго на российские нефтепродукты, то следующий премьер незаметно все же отменит это решение. В противном случае запрет приведет к тому, что российское топливо снова начнет попадать на Украину через Белоруссию. Это значит, что цены на топливо на Украине как минимум не снизятся. Во-первых, маршрут доставки увеличивается, во-вторых, белорусские поставщики, естественно, захотят снова заработать на всей этой истории.  

#{ussr}Корольчук оптимистичен, полагая, что резкого роста цен в случае эмбарго не произойдет. Однако первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал с ним не согласен. «По сути, речь идет о том, чтобы росчерком пера сократить предложение топлива на внутреннем украинском рынке на 20%. Последствия при этом будут прогнозируемые: резкий взлет цен на топливо, дефицит, который приведет к тому, что граждане даже при наличии возможности доплатить дополнительные 30% от текущей стоимости топлива попросту не смогут его купить. И коснется это не только автовладельцев, но и транспортных компаний, сельхозпроизводителей, промышленного сектора, а это чревато дополнительным мощным толчком к росту инфляции», – говорит Сигал.

Опыт прошлого года показал, что после того как поставки российского дизтоплива в октябре остановились, это привело к серьезному росту цен на АЗС по всей Украине. Как писали местные СМИ, цены на газовых заправках тогда только за две недели выросли на 25%.

«Цена вырастет все равно. Никто бесплатно помогать Украине не собирается. То же самое было и с газом: мы посчитали, что с каждой тысячи кубометров реверса Украина теряла 20 долларов в среднем по году. То же самое и здесь будет», – согласен гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

А вот навредить России подобным эмбарго у Яценюка не получится. «Возможное введение украинской стороной запрета на ввоз российских нефтепродуктов существенным образом не повлияет на доходы федерального бюджета в связи с низкой долей Украины в российском экспорте углеводородов», – заявили в Минэкономразвития. В 2015 году Россия и так сократила поставки нефтепродуктов с 4,3 млн до 2,3 млн тонн, при этом доля Украины в российском экспорте упала с 2,6% и составила всего 1,1%. На фоне общих доходов России потеря украинского рынка будет незаметна, в целом Россия в прошлом году нарастила экспорт нефтепродуктов со 165,2 млн тонн до 171,7 млн тонн. 

Зачем Яценюк делает такие популистские заявления в разгар политического кризиса, на пороге смены правительства? Симонов считает, что его главная задача сейчас – сделать громкое заявление, формируя повестку дня нового правительства.

«Грубо говоря, он может молоть всякую чушь, а потом всем сказать: «У меня была такая гениальная идея, но меня в отставку отправили. Давайте спросим, почему новое правительство не хочет строить независимую Украину?» То же самое он будет говорить, когда новое правительство восстановит закупки российского газа, а это придется сделать, потому что никакой реверс не закроет необходимые объемы закачки газа в подземные хранилища. Яценюк может сказать: «Я отказался от российского газа зимой, а новое правительство предает Украину», – рассуждает Константин Симонов.

Логика Яценюка крайне опасна для самой Украины. «Яценюк все перевел в политическую плоскость. Но надо учитывать, что даже белорусский дизель все равно производится из российской нефти. Получается, что нужно тогда запретить поставки из Белоруссии, ведь в противном случае эти деньги идут в бюджет «страны-агрессора». Так и литовские, и польские, и румынские нефтепродукты тогда надо запрещать, ибо там тоже частично из российской нефти делают нефтепродукты?» – удивляется украинский эксперт Юрий Корольчук. Белорусские нефтепродукты – это не что иное, как переработанная на белорусских НПЗ российская сырая нефть, то есть нефть «страны-агрессора».

«Я думаю, что здесь та же логика, что и с газом, – говорит Константин Симонов. – Киев говорит, что отказался от закупки российского газа, но по факту все равно идет потребление российского газа, который технически оформляется как некий загадочный европейский газ из Словакии, Венгрии и Польши. С нефтепродуктами посредником станет Белоруссия. Киев будет делать вид, что эти нефтепродукты белорусские, а не российские».

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Повреждение оптоволокна в Татарстане замедлило интернет в 21 регионе России
Темы дня

В договоре Армении с США отсутствует самое главное

Поздним вечером 14 января в Вашингтоне госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян подписали так называемую Хартию о стратегическом партнерстве. Для США это очередное поспешное действие уходящей администрации Байдена, а официальный Ереван таким образом сделал еще один шаг в сторону от России и ОДКБ. Но есть нюансы.

Словакия ожесточенно бьется за возврат российского газа

Уже третий день словацкая делегация обсуждает в Москве насущную проблему – остановку транзита газа через Украину. Словакия очень хочет вернуть себе право получать выгодные энергоресурсы. Она даже пыталась обсудить этот вопрос с Владимиром Зеленским, но наткнулась на стену сарказма. О чем Словакия может договориться с Россией и как Братислава может надавить на Киев?

Эксперт назвал два способа возобновления поставок российского газа в Приднестровье

Лукашенко заявил, что оппозиция не дождется его смерти

В «Ленкоме» объяснили, почему убрали портрет Певцова

Новости

Названы безопасные для отдыха места на Черном море после разлива мазута

Заместитель председателя комитета Государственной думы по экологии Георгий Арапов из партии «Новые люди» заявил, что Сочи и Адлер остаются безопасными для отдыха после недавних выбросов мазута в Черное море.

Белоусов назвал число приглашенных для участия в Параде Победы стран

Российская сторона пригласила подразделения 19 стран для участия в Параде Победы на Красной площади в Москве, сообщил министр обороны Андрей Белоусов на заседании оргкомитета «Победа».

Путин сообщил о присвоении звания «Город трудовой доблести» еще восьми городам

Президент России Владимир Путин сообщил на заседании оргкомитета «Победа», что звание «Город трудовой доблести» будет присвоено еще восьми городам России, в том числе Кургану и Салехарду.

Белоусов: Участники спецоперации войдут в парадные расчеты на 80-летие Победы

Министр обороны Андрей Белоусов сообщил, что в парадных расчетах, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, примут участие военнослужащие, участвующие в специальной военной операции.

Военкор: Целью ракетного удара стало подземное хранилище газа во Львовской области

Целью утреннего группового удара ВС России было крупнейшее подземное хранилище газа (ПХГ) в городе Стрый Львовской области, сообщил военный корреспондент Евгений Поддубный.

Венгрия и Сербия ускорят строительство нефтепровода в ответ на санкции США

Венгрия и Сербия решили ускорить строительство нефтепровода между странами из-за санкций США, влияющих на энергетическую безопасность Европы, сообщил глава МИД Венгрии Петер Сийярто.

«АвтоВАЗ» допустил создание нового бренда для коммерческих машин

«АвтоВАЗ» рассматривает возможность запуска нового бренда для коммерческих автомобилей и планирует начать производство минивэна в 2027 году, инвестируя более 20 млрд рублей в проект, сообщил президент компании Максим Соколов на пресс-конференции.

Бывшего и ненышнего замдиректора Смоленской АЭС задержали за превышение полномочий

Оперативники УФСБ задержали бывшего и действующего заместителей директора по капитальному строительству Смоленской АЭС по подозрению в превышении должностных полномочий при реконструкции объекта.

Путин подписал указ о разовой выплате 80 тыс. рублей ветеранам Великой Отечественной войны

Ветераны Великой Отечественной войны получат разовую выплату в размере 80 тыс. рублей, соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

Эксперт усомнился в лидерстве США в рейтинге военной мощи

Военный эксперт Алексей Леонков выразил сомнения в данных рейтинга мировой военной мощи 2025 года, где США заняли первое место, указав на недостатки учета боевого опыта и военных традиций.

Forbes: На Украине прекратят формирование новых бригад ВСУ

На Украине решили отказаться от формирования новых бригад ВСУ, чтобы избежать повторения распада 155-й механизированной бригады, где дезертировало 1700 солдат, сообщило издание Forbes.

Запорожская область отказалась признать себя потерпевшей по делу генерала Попова

Власти Запорожской области официально отказались признавать себя потерпевшей стороной по уголовному делу против бывшего командующего 58-й армией генерал-майора Ивана Попова.
Мнения

Геворг Мирзаян: Байден спалил остатки американского лидерства

Если бы в конце 2021 года Вашингтон принял или хотя бы начал всерьез рассматривать российские предложения о гарантиях безопасности, то сейчас, возможно, не пришлось тратить остатки американского лидерства на того, чтобы сдержать Россию.

Виталий Трофимов-Трофимов: Зачем Трампу Арктика

Главная ценность Гренландии – это национальный сектор контроля над Арктикой. И попытки новой вашингтонской администрации не подкупом, так завоеванием получить Гренландию – это подготовка к борьбе за арктические шельфы, проливы и ресурсы.

Андрей Шалунов: Как сделать потребление разумным и достаточным

Отказ от производства товаров с коротким сроком эксплуатации является ключом к сокращению объемов мусора на свалках и снижению трат граждан на покупку товаров.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»