Накануне Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) распространило информацию для иностранных авиаперевозчиков, согласно которой полеты над Крымом могут быть возобновлены, написал WSJ. Риски, якобы связанные с возвращением Крыма в юрисдикцию РФ, для авиаперелетов снизились. Авиакомпании могут рассматривать полеты в воздушном пространстве в районе Симферополя. Но в EASA потребовали, чтобы рейсы вели украинские авиадиспетчеры. То есть именно Киев должен получать деньги за полеты европейцев по российской территории.
EASA планомерно дезинформирует авиакомпании стран ЕС о ситуации с организацией воздушного движения в районе полетной информации Симферополя
Однако подобное заявление оказалось не более чем политической провокацией. После того, как в марте 2014 года по результатам референдума Крым вернулся в состав России, управление воздушным движением в Крыму в полном объеме перешло к Симферопольскому центру управления полетами.
В Росавиации в пятницу ответили, что EASA не имеет права давать технические разрешения на полеты. «Европейское агентство по безопасности полетов не имеет никакого отношения к обслуживанию воздушного движения над Черным морем. Поэтому их заявление является абсолютно политизированным, тем более оно не соответствует решениям Международной организации гражданской авиации (ICAO), которая учредила специальную целевую рабочую группу, которая должна собраться в марте на первое заседание», – пояснил ситуацию глава Росавиации Александр Нерадько в пятницу в кулуарах Красноярского экономического форума.
По его словам, в работе этой группы приглашены участвовать прибрежные страны Черноморского бассейна, которые затрагивает эта проблема. Европейского агентства по безопасности полетов это никак не касается. По мнению Нерадько, с октября прошлого года EASA «планомерно дезинформирует авиационные власти и авиакомпании стран ЕС о ситуации с организацией воздушного движения в районе полетной информации Симферополя (РПИ Симферополь)». И вчерашнее заявление EASA о том, что полеты над Крымом будут контролировать украинские диспетчеры, явное тому подтверждение.
«Российская сторона не согласовывала заявление EASA и не планирует передавать управление воздушным движением в РПИ Симферополь украинским диспетчерам», – уверили в Росавиации.
Указание EASA «совершенно не отражает реальных технических возможностей украинских диспетчерских центров и создает угрозу безопасности полетов в данном регионе. Политизированные решения не должны подменять принципов безопасности полетов», считают в российском агентстве.
«Это сообщение EASA не имеет никакого практического значения, кроме как политически-информационного давления. Потому что всем понятно, что без разрешения российских властей ни одно воздушное судно не пересечет границу. Можно сколько угодно делать заявлений, разрешать, не разрешать – полетов не будет, никто не рискнет», – согласен редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.
Он не исключает, что этот информационный сумбур мог быть источником провокации. «Почва для этого есть – EASA разрешила, значит, можно с целью провокации пустить воздушное судно, само собой, мы будем его перехватывать, и дальше много шума на весь мир», – поясняет Гусаров.
Впрочем, провокация явно не удалась. Даже Киев опроверг появившиеся сообщения от EASA о якобы выданном европейским авиакомпаниям разрешении на полеты над территорией Крыма. Более того, позиции Москвы и Киева относительно заявления EASA очень схожи. В мининфраструктуры Украины заявили, что Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) не сообщало о восстановлении авиамаршрутов. «Сообщения некоторых СМИ о том, что будут восстановлены полеты над Крымом, являются ошибочными», – указано в пресс-релизе украинского ведомства.
Таким образом, Киев подтвердил то, что говорит Росавиация: у EASA нет полномочий запрещать или разрешать полеты над Крымом. В Киеве, правда, объяснили заключение EASA таким образом, что в агентстве имели в виду маршруты в воздушном пространстве над Черным морем, которые не затрагивают территорию Крыма. Речь о маршрутах L851 и M856, проходящих над западной частью Черного моря.
Сейчас в Крым летают только российские авиакомпании. При этом Киев в сентябре 2015 года запретил полеты российских авиакомпаний на свою территорию как раз из-за того, что они летают в Крым. Россия ответила симметрично. Украина решила, что Москва отвечать не имела права, и поэтому ужесточила санкции, введя бессмысленный запрет также и на транзитное воздушное сообщение. В итоге авиасообщение между странами полностью остановлено. Украинские аэропорты, а также диспетчеры несут серьезные финансовые убытки из-за потери денег от российских перевозчиков.
Что касается воздушного сообщения в Крыму, то технически здесь вообще нет никаких проблем, проблема чисто политическая. «Технически иностранцам ничего не мешает летать над Крымом. Более того, все и так понимают, что летать над Крымом сегодня безопасно, в нем не ведется и не велось никаких боевых действий», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Мешает же отсутствие согласованной позиции России и стран Запада о том, кто должен контролировать полеты над полуостровом. «Западу нужно понять, что сегодня перелеты над полуостровом возможны только при участии российских диспетчеров. Только так можно достичь настоящей безопасности. Россия уже давно готова предоставить все возможности для того, чтобы обеспечить безопасное сопровождение западных самолетов над территорией полуострова. Именно поэтому запрет полетов над Крымом подобен санкциям – это в большой степени политическое решение», – говорит Иван Андриевский.
Это значит, что переговоры в ICAO, скорее всего, будут сложными. «Я боюсь, что без политического решения ICAO решить ничего не сможет», – говорит Гусаров.
С большей вероятностью можно сказать, что для разрешения ситуации придется все же дождаться момента, когда весь мир назовет Крым российским. Решение авиационной проблемы вокруг Крыма выгодно в первую очередь самой Европе. Для иностранных авиакомпаний важны не столько полеты в Крым, сколько восстановление транзитных пролетов.
«Сейчас они облетают Крым, делая большой крюк, например через Турцию, и теряют большие деньги. За год огромная сумма набегает, речь может идти о десятках, может быть, о сотне миллионов евро потерь», – рассказывает Роман Гусаров. Конечно, Россия не получает в этой ситуации пролетные деньги, но это не так критично для нее, как для европейцев.