Экономика

19 февраля 2016, 17:41

Заявление о полетах иностранцев над Крымом выглядит провокацией

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Москва и Киев, как ни парадоксально, схожим образом отреагировали за заявление Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) о том, что иностранные авиакомпании смогут летать над Крымом. Оказалось, что EASA вообще не имеет никакого отношения к обслуживанию воздушного движения над Черным морем. Зачем было сделано столь странное заявление?

Накануне Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) распространило информацию для иностранных авиаперевозчиков, согласно которой полеты над Крымом могут быть возобновлены, написал WSJ. Риски, якобы связанные с возвращением Крыма в юрисдикцию РФ, для авиаперелетов снизились. Авиакомпании могут рассматривать полеты в воздушном пространстве в районе Симферополя. Но в EASA потребовали, чтобы рейсы вели украинские авиадиспетчеры. То есть именно Киев должен получать деньги за полеты европейцев по российской территории.

EASA планомерно дезинформирует авиакомпании стран ЕС о ситуации с организацией воздушного движения в районе полетной информации Симферополя

Однако подобное заявление оказалось не более чем политической провокацией. После того, как в марте 2014 года по результатам референдума Крым вернулся в состав России, управление воздушным движением в Крыму в полном объеме перешло к Симферопольскому центру управления полетами.

В Росавиации в пятницу ответили, что EASA не имеет права давать технические разрешения на полеты. «Европейское агентство по безопасности полетов не имеет никакого отношения к обслуживанию воздушного движения над Черным морем. Поэтому их заявление является абсолютно политизированным, тем более оно не соответствует решениям Международной организации гражданской авиации (ICAO), которая учредила специальную целевую рабочую группу, которая должна собраться в марте на первое заседание», – пояснил ситуацию глава Росавиации Александр Нерадько в пятницу в кулуарах Красноярского экономического форума.

По его словам, в работе этой группы приглашены участвовать прибрежные страны Черноморского бассейна, которые затрагивает эта проблема. Европейского агентства по безопасности полетов это никак не касается. По мнению Нерадько, с октября прошлого года EASA «планомерно дезинформирует авиационные власти и авиакомпании стран ЕС о ситуации с организацией воздушного движения в районе полетной информации Симферополя (РПИ Симферополь)». И вчерашнее заявление EASA о том, что полеты над Крымом будут контролировать украинские диспетчеры, явное тому подтверждение.

«Российская сторона не согласовывала заявление EASA и не планирует передавать управление воздушным движением в РПИ Симферополь украинским диспетчерам», – уверили в Росавиации.

Указание EASA «совершенно не отражает реальных технических возможностей украинских диспетчерских центров и создает угрозу безопасности полетов в данном регионе. Политизированные решения не должны подменять принципов безопасности полетов», считают в российском агентстве.

«Это сообщение EASA не имеет никакого практического значения, кроме как политически-информационного давления. Потому что всем понятно, что без разрешения российских властей ни одно воздушное судно не пересечет границу. Можно сколько угодно делать заявлений, разрешать, не разрешать – полетов не будет, никто не рискнет», – согласен редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. 

Он не исключает, что этот информационный сумбур мог быть источником провокации. «Почва для этого есть – EASA разрешила, значит, можно с целью провокации пустить воздушное судно, само собой, мы будем его перехватывать, и дальше много шума на весь мир», – поясняет Гусаров.

Впрочем, провокация явно не удалась. Даже Киев опроверг появившиеся сообщения от EASA о якобы выданном европейским авиакомпаниям разрешении на полеты над территорией Крыма. Более того, позиции Москвы и Киева относительно заявления EASA очень схожи. В мининфраструктуры Украины заявили, что Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) не сообщало о восстановлении авиамаршрутов. «Сообщения некоторых СМИ о том, что будут восстановлены полеты над Крымом, являются ошибочными», – указано в пресс-релизе украинского ведомства. 

Таким образом, Киев подтвердил то, что говорит Росавиация: у EASA нет полномочий запрещать или разрешать полеты над Крымом. В Киеве, правда, объяснили заключение EASA таким образом, что в агентстве имели в виду маршруты в воздушном пространстве над Черным морем, которые не затрагивают территорию Крыма. Речь о маршрутах L851 и M856, проходящих над западной частью Черного моря.

Сейчас в Крым летают только российские авиакомпании. При этом Киев в сентябре 2015 года запретил полеты российских авиакомпаний на свою территорию как раз из-за того, что они летают в Крым. Россия ответила симметрично. Украина решила, что Москва отвечать не имела права, и поэтому ужесточила санкции, введя бессмысленный запрет также и на транзитное воздушное сообщение. В итоге авиасообщение между странами полностью остановлено. Украинские аэропорты, а также диспетчеры несут серьезные финансовые убытки из-за потери денег от российских перевозчиков.

Что касается воздушного сообщения в Крыму, то технически здесь вообще нет никаких проблем, проблема чисто политическая. «Технически иностранцам ничего не мешает летать над Крымом. Более того, все и так понимают, что летать над Крымом сегодня безопасно, в нем не ведется и не велось никаких боевых действий», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Мешает же отсутствие согласованной позиции России и стран Запада о том, кто должен контролировать полеты над полуостровом. «Западу нужно понять, что сегодня перелеты над полуостровом возможны только при участии российских диспетчеров. Только так можно достичь настоящей безопасности. Россия уже давно готова предоставить все возможности для того, чтобы обеспечить безопасное сопровождение западных самолетов над территорией полуострова. Именно поэтому запрет полетов над Крымом подобен санкциям – это в большой степени политическое решение», – говорит Иван Андриевский.

Это значит, что переговоры в ICAO, скорее всего, будут сложными. «Я боюсь, что без политического решения ICAO решить ничего не сможет», – говорит Гусаров.

С большей вероятностью можно сказать, что для разрешения ситуации придется все же дождаться момента, когда весь мир назовет Крым российским. Решение авиационной проблемы вокруг Крыма выгодно в первую очередь самой Европе. Для иностранных авиакомпаний важны не столько полеты в Крым, сколько восстановление транзитных пролетов.

«Сейчас они облетают Крым, делая большой крюк, например через Турцию, и теряют большие деньги. За год огромная сумма набегает, речь может идти о десятках, может быть, о сотне миллионов евро потерь», – рассказывает Роман Гусаров. Конечно, Россия не получает в этой ситуации пролетные деньги, но это не так критично для нее, как для европейцев.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?