Решение затянувшейся долговой проблемы Греции идет к логическому завершению. Формально день икс должен настать уже завтра. 30 июня Афины должны выплатить 1,6 млрд евро Международному валютному фонду, однако делать этого не будут: денег нет. Об этом было известно еще месяц назад, сегодня греческое правительство это еще раз подтвердило.
Пустуют полки с макаронными изделиями, молочными продуктами и крупами, также закончился кофе и сахар
Переговоры же с кредиторами прекращены, констатировала в субботу, 27 июня, Еврогруппа на внеочередном заседании. Программа помощи Греции закончена. Однако греческие власти вспомнили о принципах демократии и решили отдать решение вопроса о долгах на откуп самого греческого народа. Афины объявили проведение референдума 5 июля, где грекам придется ответить на вопрос – принимать или нет условия международных кредиторов по продолжению политики жесткой экономии.
Объявление премьер-министра Алексиса Ципраса в ночь на субботу – о том, что 5 июля пройдет референдум – произвело на греческого потребителя эффект разорвавшейся бомбы.
Греки массово кинулись в банки снимать деньги. В течение субботы и воскресенья граждане Греции опустошили почти половину банкоматов: ко второй половине воскресенья не работало уже 2,191 тысячи, сообщает газета «Этнос». Всего в Греции работает 5,449 тысячи банкоматов.
По данным издания, жители Афин бежали из одного конца города в другой, чтобы найти работающий банкомат и запастись деньгами на следующие трудные дни. В воскресенье очередей перед банкоматами стало меньше, однако не потому, что граждане перестали беспокоиться, а потому, что во многих просто закончились деньги.
Это уже не первый массовый отток средств граждан из банков. Такая же паника возникла перед внеочередным саммитом ЕС, который состоялся 21 июня. Тогда за три рабочих дня – с 15 по 18 июня – со счетов греческих банков было снято 2 млрд евро наличными, сообщало Reuters. При этом отток капитала из банков наблюдался и до этих панических всплесков.
Только за последние две недели вкладчики Греции вывели со счетов местных банков почти 8 млрд евро, сообщает Financial Times. С конца ноября частные депозиты в греческих банках снизились на 44 млрд евро – до 120 млрд евро, отмечает издание со ссылкой на Moody's.
Многие опасались, что банки закроют еще 22 июня, сразу после саммита ЕС. Это произошло, но неделей позже. Чтобы остановить утечку наличности из греческих банков и коллапс финансовой системы страны, правительство объявило «банковские каникулы» с 29 июня по 6 июля. Причем их могут еще и продлить. Со вторника банкоматы снова заработают, однако вводятся ограничения на снятие наличных – не более 60 евро в день на человека. Переводы за границу запрещены.
Этот лимит распространяется только на держателей карт греческих банков, тогда как владельцы иностранных банковских карт смогут снимать те суммы, лимит которых установлен банками их стран. Это означает, что банковские проблемы Греции не должны коснуться туристов.
В понедельник ожидаемо также не открылась афинская биржа, что дает временную возможность избежать панических распродаж и обвала биржи.
Грецию накрыл не только банковский хаос, но и продуктовая паника. В страхе перед дефолтом и последующей девальвацией и ростом цен многие греки бросились в супермаркеты.
Как сообщает издание «Русские Афины», на первый взгляд в магазинах в южной части Аттики обычная наполняемость. «Атмосфера на первый взгляд кажется спокойной, однако из разговора с управляющим магазином становится ясным, что «уже три или четыре раза только за утро приходилось докладывать недостающий товар на полки», чтобы удовлетворить растущий покупательский спрос», – пишет издание. «Мы пополняем три, и даже четыре раза полки. И это только за утро!» – говорит управляющий супермаркетом, поясняя, что даже для субботы это нонсенс.
В другом крупном супермаркете в глаза бросается отсутствие на полках типичного набора товаров. В частности, пустуют полки с макаронными изделиями, молочными продуктами и крупами, также закончился кофе и сахар.
При этом пустые упаковочные ящики свалены в кучу в углу и в проходах магазина. Сотрудники магазинов спешат заполнить быстро пустеющие полки товаром, но не успевают убрать тару.
«По сути, это заморозка экономической активности. Страна просто будет обсуждать, как ей голосовать на референдуме. Другого им ничего не остается», – оценивает ситуацию Валерий Полховский из Forex Club.
Единственное, что пообещало правительство, – это то, что оно продолжит выплачивать пенсии. Дело в том, что пожилые люди, как правило, не имеют банковской карточки, чтобы снять наличные. Однако с этим пока тоже возникли проблемы. Пенсионеры в понедельник столпились у дверей филиалов Национального банка, чтобы получить свои пенсии. Потому что власти объявили, что в некоторых из 70 филиалов Нацбанка их будут выдавать. Но вот никто не сказал, в каких именно и когда. Поэтому пенсионеры терпеливо ждут, когда им откроют двери и они смогут забрать свои пенсии в кассе.
«Растерянность людей сменяется негодованием, как это видно по ситуации в очереди, скопившейся возле Национального банка в Каллифее. Характерно, что в полдень понедельника, 29 июня, люди все еще не получили внятного ответа от служащих банка, когда же (и где) они смогут наконец получить свои деньги», – пишет греческое издание. Дозвониться в Нацбанк Греции невозможно, на сайте банка какой-либо оперативной информации нет.
Какие варианты у Греции
Хотя псевдодемократичный Брюссель выразил недовольство тем, что такой важный вопрос, как решение долговой проблемы, отдается на откуп простому народу, велика вероятность, что, когда завтра Афины не перечислят деньги МВФ, фонд все же не станет торопиться с объявлением дефолта, а подождет решения референдума.
«Если Греция не погасит свои обязательства завтра, то юридически фонд будет иметь право объявить ее должником и отрезать от финансовой помощи в дальнейшем. Кроме того, он может объявить Греции дефолт, – говорит Валерий Полховский. – Однако мы склонны полагать, что он не будет спешить этого делать, хотя бы до окончания референдума в воскресенье. Именно это следует из заявлений Кристин Лагард о том, что они будут действовать очень аккуратно».
Экономист и лауреат Нобелевской премии Пол Кругман заявил, что он бы проголосовал на греческом референдуме против очередного пакета помощи кредиторов
Юридически при желании МВФ имеет право расценить неоплату долга как задержку платежа (которая может длиться целых два месяца, вплоть до конца августа).
Если на референдуме большинство ответит «да», то тройка кредиторов – ЕК, ЕЦБ и МВФ – продлят программу помощи Греции, но в обмен получат полный контроль над экономикой страны. Греции придется выполнить все их требования – продолжить политику «бюджетной экономии». Это означает дальнейшее сокращение зарплат, пенсий, повышение налогов. Это также значит, что кредиторы продолжат снижать уровень жизни греков, уничтожать их промышленность и плодить безработных. Если народ скажет «нет» предложениям кредиторов, то денег страна не получает, а значит, просрочивает оплату долгов и объявляет дефолт. Шок для страны будет серьезный, но появится возможность начать все с чистого листа и возродить свою экономику.
Греческие власти пошли по сути ва-банк. Потому что греческий народ вряд ли согласится на программу экономии. К примеру, одно из требований ЕК – убрать льготы на НДС для ресторанов и других предприятий сфер обслуживания, плюс убрать льготы на налог для островов в Эгейском море, что убьет развитие туристического сектора. Другое требование – проведение пенсионной реформы, которая означает повышение пенсионного возраста до 67 лет для всех, а за ранний выход на пенсию – штрафные санкции в 26% от размера выплат. Плюс это означает заморозку пенсий аж до 2021 года. Еще одно требование – сократить размер минимальной заработной платы, что автоматически означает сокращение зарплат для всей бюджетной сферы.
В любом случае Греция, судя по всему, выторговала себе неделю для того, чтобы ЕК, ЕЦБ и МВФ еще раз взвесили цену вопроса и пошли-таки на условия Афин. Кроме того, таким шагом нынешняя греческая власть обезопасила себя на случай, если народ проголосует против требований кредиторов и страна опустится на дно в результате дефолта. В этом случае греки не смогут яростно винить правительство, ведь это был их личный выбор.
В целом для мировой финансовой системы последствия этого будут не такими масштабными, какими могли бы быть в 2012 году, потому что сейчас держателями долгов Греции являются в основном ЕЦБ и МВФ, говорит Полховский. «Удельный вес Греции в экономике еврозоны чрезмерно мал для того, чтобы спровоцировать масштабный шок. Она сама будет главной пострадавшей стороной», – говорит экономист.
Однако отток капиталов из банковского сектора Европы уже начался и грозит еще большими потерями. Общая капитализация банковского сектора Европы снизилась более чем на 50 млрд евро после того, как Греция 28 июня ввела ограничительные меры, сообщает Bloomberg. Биржевой индекс Stoxx 600 (в него включены акции европейских банков) рухнул в ходе торгов на 4,4% – это худший показатель с ноября 2011 года. Сильнее всего дешевеют бумаги кредитных организаций Португалии, Испании и Италии. Акции португальского Banco Comercial Portugues упали в цене на 9,1%, испанского Banco Popular Espanol – на 6,5%, итальянского Banca Monte dei Paschi – на 7,2%.
Главное опасение – что вслед за Грецией из еврозоны начнут выходить и другие слабые экономики. И даже если Португалия или Испания и не собираются этого делать, сами опасения уже провоцируют отток средств из банков.
Если так пойдет и дальше, то ко дню референдума европейские банки могут потерять еще 300 млрд евро. Такой может оказаться цена несговорчивости кредиторов. Получается, что им дешевле было бы пойти на уступки Греции. Тем более что она не просила списать долги, как это делает, например, Украина. Греция просит реструктуризировать долги, то есть отсрочить их выплату на более долгий срок.
Экономист и лауреат Нобелевской премии Пол Кругман заявил, что он бы проголосовал на греческом референдуме «нет», то есть против очередного пакета помощи кредиторов. Сделал бы он это по двум причинам. По его словам, выход из зоны евро, конечно, всех пугает. Но где надежда, что продолжение бесконечной политики последних пяти лет улучшит ситуацию? Тогда как дефолт и девальвация хоть и создадут большой беспорядок, но откроют путь для последующего восстановления, как это уже показывали многие страны, объявлявшие дефолт.
Во-вторых, ответ «да» на голосовании будет означать серьезные политические последствия. Потому что это приведет к замене греческого правительства. «Даже если вам не нравится СИРИЗА, вам должно быть стыдно голосовать за тех, кто еще верит в европейские идеалы», – говорит нобелевский лауреат.
Пять лет по указке кредиторов не привели Грецию к расцвету, если и дальше позволить ЕК, ЕЦБ и МВФ рулить греческой экономикой, то страну ждет бесконечная экономическая депрессия без намека на свет в конце тоннеля.
По его словам, обвинения Греции в безответственности и расточительности ложны. Ведь с середины 2000-х годов греческое правительство систематически сокращало расходы и повышало налоги, численность государственного аппарата сократилась более чем на 25%, сильно сокращены пенсионные выплаты. Если добавить к этому все средства строгой экономии, принятых мер было бы достаточно, однако подъема греческой экономики так и не произошло.
«Коллапс Греции по большей части случился из-за того, что меры жесткой экономии вытянули из экономики все доходы», – пишет в своей статье в The New York Times нобелевский лауреат.
Виной всему он считает европейскую валюту, которая сковала греческую экономику в «смирительную рубашку». В пример он приводит два удачных опыта применения политики строгой экономии – это Канада и Исландия. Им удалось справиться с дефицитом и не упасть в депрессию. Но ключом к такому успеху в этих странах была обширная девальвация нацвалюты, делающая экспортную продукцию более конкурентоспособной, тогда как у Греции, не имеющей своей валюты, такой опции нет, объясняет Кругман.