МВФ пока не принял решения, является ли долг Украины перед Россией на 3 млрд долларов государственным или частным. Таким оказалось официальное разъяснение МВФ сделанных накануне заявлений его представителя Уильяма Мюррея о долге Украины перед Россией.
Помощь от МВФ – большая иллюзия. МВФ не хочет давать деньги Украине не только на погашение российского долга, но и на погашение всех остальных украинских долгов
Статус долга крайне важен в этом вопросе, потому что, как говорил замглавы Минфина России Сергей Сторчак, по кредитной программе МВФ Украина должна добиться реструктуризации внешних долгов от частного сектора. «Совет директоров МВФ утвердил документ, там речь идет о private sector involvement, об участии в реструктуризации частного сектора», – сказал он.
«В данном случае Россия выступает как официальный кредитор», – подтвердил статус долга в пятницу министр финансов России Антон Силуанов. Поэтому Россия не планирует ни реструктурировать, ни пролонгировать долг в 3 млрд долларов: во-первых, «у нас у самих ситуация непростая», а во-вторых, «почему мы должны рассматривать вопросы реструктуризации?» Силуанов напомнил, что Россия и так пошла навстречу Украине и не потребовала от страны досрочно погасить этот долг, хотя такое право у России, по условиям займа, имеется.
Эти деньги Россия предоставила Украине в декабре 2013 года при Викторе Януковиче, чтобы помочь стране избежать дефолта. Киев получил их через покупку украинских долгов – еврооблигаций – из средств Фонда национального благосостояния России. Тогда Москва хотела помочь Украине на все 15 млрд долларов, успели дать только 3 млрд, а наступившие потом евромайдан и госпереворот, естественно, похоронили планы дальнейшей российской помощи.
Но эти 3 млрд долларов – не благотворительность, а деловой договор. Согласно условиям займа, Украина должна вернуть эти деньги в декабре 2015 года.
Это политическая игра
Сомнения МВФ, главным акционером которого являются США, по поводу классификации российского долга – попытка давления на Россию. Эксперты МВФ прекрасно понимают, что Россия – официальный внешний кредитор Украины, поводов для сомнений в этом вопросе нет никаких.
«Еврооблигации, которые купила Россия, являются классическими еврооблигациями, которые размещены согласно европейскому законодательству, зарегистрированы согласно европейскому законодательству и обращаются на Ирландской фондовой бирже, – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Если МВФ заявит обратное, то для начала ему придется объявить, что все облигации, которые обращаются на Ирландской фондовой бирже, является нелегитимными. Они такого никогда не скажут».
Это объясняет чехарду, которая произошла накануне со словами Мюррея, которые передавали агентства: сначала он вроде как признал долг Украины перед Россией частным, потом все-таки назвал официальным. В итоге МВФ оправдался: просто в фонде еще этот вопрос точно не решили.
МВФ давит на Россию, говоря: либо идите на уступки и реструктуризируйте долг (фактически это означает как минимум перенос оплаты на срок после 2018 года) – либо Украина будет вынуждена объявить дефолт.
Но попытки МВФ показать, что Украине может грозить дефолт исключительно из-за нежелания России реструктуризировать долги, не более чем спекуляции. К слову, рейтинговое агентство «Мудис», говоря о дефолте Украины, тоже всегда вспоминает почему-то только о долге России, как будто Украина больше никому не должна.
Как МВФ обманул Украину
На самом деле помощь от МВФ – большая иллюзия. МВФ не хочет давать деньги Украине на погашение не только российского долга, но и всех остальных украинских долгов.
«МВФ, предоставив кредит Украине (по новой программе), поставил четкое условие: эти деньги нельзя использовать для погашения других внешних долгов, кроме старых кредитов от МВФ. Поэтому МВФ поставил задачу перед Киевом, чтобы все внешние долги до 2018 года были реструктурированы», – говорит газете ВЗГЛЯД Александр Охрименко. По его словам, никакой разницы – официальный это внешний долг или частный.
Таким образом, полученные от МВФ деньги Украина не только не может вкладывать в свою экономику – но и тратить их на погашение внешних долгов. А если не погасить долги, наступит дефолт.
«На сегодняшний момент денег на Украине на погашение внешних долгов просто нет», – констатирует Охрименко. Их нет в том числе и на возврат долга другому крупному кредитору – частному фонду Franklin Resources, который консолидирует украинских долговых обязательств, по различным оценкам, на 7–8,5 млрд долларов.
В этом году Украина должна отдать МВФ по старым долгам немного – 1,6 млрд долларов. Плюс еще обязательно надо погасить проценты по внешним долгам, которые в этом году составят порядка 2,2 млрд долларов. Первого транша на 5 млрд долларов как раз на это хватит, плюс останется на закупку части газа для закачки в ПХГ. Требование МВФ – на этот год Киеву надо реструктуризировать 5 млрд долларов долгов.
Скорее всего, МВФ специально раскаляет ситуацию с украинскими долгами, чтобы и подтолкнуть Украину активней вести переговоры с кредиторами, и припугнуть самих кредиторов, мол, у вас выбора нет, так как мы давать денег на оплату ваших долгов не будем.
Козырь в рукаве
Россия также стоит перед выбором: либо уступить и отсрочить оплату украинского долга, либо смириться с дефолтом Украины. В первом случае российский Фонд национального благосостояния не пополнится 3 млрд долларов, которые бы не помешали России именно сейчас, в это непростое время. Но дефолт с экономической точки зрения не выгоден никому – ни России, ни ЕС, потому что это дополнительный фактор экономической дестабилизации в регионе. Для США дефолт может быть опасен в политическом плане – это окончательный крах всех надежд населения на светлое будущее, огромный риск потери власти в Киеве теми, кто ее захватил в результате госпереворота в феврале прошлого года.
«Поэтому мы ожидаем конструктивных переговоров по вопросам реструктуризации долга», – говорит газете ВЗГЛЯД руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа. Россия в этом вопросе может занять гибкую позицию, но будет использовать вопрос с долгом как козырь для продавливания своих интересов по другим вопросам.
«В ответ на согласие реструктурировать долг Украины Россия будет ожидать каких-то встречных движений со стороны Киева и ЕС. К примеру, частичная отмена санкций может стать дополнительным триггером в этом процессе, или какие-то подвижки в урегулировании ситуации в Донбассе с учетом геополитических интересов Москвы», – уверен Кипа.
С экономической точки зрения России выгоднее всего занять сейчас выжидательную позицию и посмотреть, на каких условиях закончатся идущие сейчас переговоры между МВФ, Украиной и другим держателем украинских долгов – частным фондом Franklin Resources, считает Артем Деев из AMarkets. Частный фонд не согласен с предложенными условиями и хочет договориться с большей выгодой для себя.
Дефолт Украины ударит по частным компаниям и фондам даже сильнее, чем по России, поэтому велики шансы, что Franklin Resources согласится на реструктуризацию долгов. Важно, что в переговорах с Franklin Resources нет политического окраса.
«Скорее всего, в случае с частными инвесторами компромисс будет достигнут на условиях, которые удовлетворят в первую очередь именно их, поскольку в противном случае в обозримом будущем рассчитывать на успешность размещения бондов Украине не придется», – рассуждает Деев. Поэтому, когда будет создан прецедент, Россия сможет потребовать погашения или условий реструктуризации на равных с частными инвесторами, резюмирует эксперт.