«Разметают хлеб буквально за полчаса после завоза, а до этого люди час и более мерзнут в очереди», – рассказывает ТАСС киевский пенсионер Степан Шпендак. Как говорит 70-летняя Татьяна Коваленко, она готова мерзнуть часами, чтобы только купить пару буханок по более низкой цене. «В супермаркете батон стоит около 6 гривен, а здесь – чуть больше 4 гривен. Да и часто он в магазине черствый, а тут всегда свежий и теплый», – говорит пенсионерка. По ее словам, ее пенсия не превышает 1,5 тыс. гривен (4,5 тыс. рублей). «Так что приходится экономить на всем», – с грустью говорит она.
Украинцам грозит уже даже не бедность, а самая настоящая нищета, и их борьба за выживание станет еще отчаянней
Очереди за хлебом стали появляться после того, как с 1 декабря главный производитель «Киевхлеб» повысил цены на продукцию на 5–15%. Предприятие снабжает продукцией столицу и область. Подорожал не весь хлеб: социальные сорта отдают по той же цене, и именно за ними и выстраиваются очереди.
Что почем?
В «Киевхлебе» объяснили, что если не поднять цены, то производство просто остановится. Первого витка удорожания хлеба, которое произошло в феврале этого года, уже недостаточно для выживания предприятия. С тех пор себестоимость производства хлеба на фоне падения экономики и 40-процентной инфляции снова резко выросла. «В последнее время наблюдалась тенденция к росту стоимости муки, удельный вес которой в структуре себестоимости занимает до 40 процентов, а также других составляющих, а именно газа, электроэнергии, другого сырья (сахар, масло, дрожжи, соль), на законодательном уровне увеличился размер минимальной заработной платы», – говорится в официальном заявлении «Киевхлеба».
Больше всего подорожал украинский столичный подовый хлеб (0,95 кг) – с 6,90 до 7,92 грн. В пересчете на российские деньги цена выросла с 20,3 до 23,3 рубля, то есть рост составил три рубля. Пшеничный традиционный подовый (0,65 кг) вместо 5,64 грн стал стоить 6,24 грн (или 18,4 рубля, рост на 1,8 рубля). Меньше всего подорожал батон «Нарезной киевский»: с 5,34 грн до 5,64 грн (до 16,6 рубля, рост на 90 копеек).
Теперь возрос спрос на так называемые социальные сорта хлеба, на которые «Киевхлеб» не может поднять цены. Сюда входит украинский домашний хлеб по цене 5,25 грн (15,5 рубля), пшеничный киевский – 4,05 грн (11,9 рубля) и батон обычный – 4,19 грн, или 12,4 рубля.
Именно за этим хлебом и стоят часами малообеспеченные киевляне. Проблема в том, что купить такой не подорожавший социальный хлеб можно не везде, а только в специализированных киосках «Киевхлеба». Предприятие с начала года стало устанавливать их по всему Киеву. Сейчас их насчитывается около 130 штук, но этого для обнищавших киевлян, особенно пенсионеров, явно недостаточно.
Мало того, что за покупкой социального хлеба надо ехать в специальный магазин, так еще и привозят его не вовремя и явно в не том количестве, чтобы обеспечить всех нуждающихся. Завозы хлеба в киоски происходят трижды в день: в 8.00, в 14.00 и в 16.00. Но люди жалуются, что утренний хлеб в киоски приезжает не в 8 часов, а ближе к 10, поэтому приходится долго ждать. И не всегда его хватает на всех.
В духе 90-х
«В условиях резкого ухудшения экономической ситуации на Украине и кратного падения реальных доходов населения меняется структура потребления. В ситуации, когда экономика входит в штопор, аналогичные структурные изменения наблюдались бы в любой стране мира», – говорит газете ВЗГЛЯД бывший министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник.
В таких условиях, отмечает она, резко повышается спрос на базовые продукты питания – хлеб, макароны и молоко, так как они заменяют мясо и свежие овощи. «Для социально незащищенных слоев населения подорожание таких продуктов даже на рубль или два, если отсутствуют программы поддержки со стороны государства, является значимым. А попытка контролировать цену логично приводит к исчезновению продукции с полок – то, что и наблюдается сейчас в Киеве. Все это мы видели в эпоху заката Советского Союза», – говорит Скрынник.
Казалось бы, разница в ценах не очень велика: обычный хлеб в простом магазине в Киеве можно купить по цене от 16,6 до 23,3 рубля, а социальный хлеб в 130 спецкиосках – по цене от 11,9 до 15,5 рубля. Разница составляет всего 5–8 рублей. Однако для стремительно беднеющих украинцев эта, казалось бы, незначительная разница крайне чувствительна, так как сильно отражается на семейном бюджете.
Если покупать по буханке в день по 7 гривен, то при средней зарплате в 6 тыс. гривен расходы на хлеб к зарплате достигают 3,5%, если по две буханки – то более внушительные 7%, отмечает Михаил Крылов из ИК «Golden Hills-КапиталЪ». «Вес хлеба в потребительской корзине составляет 6–8%, поэтому для украинцев это совсем не копеечная инфляция», – говорит он.
Если посмотреть под таким углом на малообеспеченных граждан Украины – пенсионеров и тех, кто получает минимальные зарплаты, то ситуация выглядит еще более катастрофично.
#{smallinfographicleft=731363}Так, минимальная заработная плата на Украине составляет всего 1378 грн (или 4060 рублей), минимальная пенсия – 1074 грн (или 3165 рублей), а средняя пенсия – 1100 грн (или 3200 рублей). Для сравнения: в России МРОТ – 5965 рублей, минимальная пенсия – 6354 рубля, при этом средняя пенсия по России существенно выше – 12 400 рублей (по некоторым оценкам, выше 13 тыс. рублей). Неудивительно, что россияне спокойно покупают более дорогой хлеб в супермаркетах (25–30 рублей за килограмм, по данным «Ценомера») и не стоят в очередях на хлебопекарных заводах.
С заботой о гражданах
С одной стороны, украинские власти формально соблюдают социальную заботу о гражданах. Так, в этом году были повышены пенсии, минимальная заработная плата. Однако это символическое повышение не покрывает даже частично галопирующий рост цен на продуты питания и ЖКУ. Только по официальной статистике, инфляция в 2015 году составит 43%, минимальная зарплата с сентября выросла всего на 12% (с 1218 до 1378 грн).
Эта разница от повышения минимальной зарплаты пойдет как раз на компенсацию разницы в цене хлеба, замечает экономист из «Украинского выбора» Александр Колтунович. «Оплатив все налоги и сборы, рядовые граждане Украины получают на руки не 1378, а 1108 гривен. На эти деньги, не оплачивая коммунальные услуги, которые вообще превышают уровень заработной платы, не покупая лекарств, продуктов питания и товаров первой необходимости, можно купить целых 139 буханок хлеба, или по 4,5 буханки в день», – говорит Колтунович.
Напомним, что на Украине по рекомендации МВФ тарифы на газ, воду и электричество выросли за последние два года в разы, и их планируется повышать и дальше. Даже, казалось бы, двукратное уменьшение цен на импортируемый газ (из-за падения цен на нефть) никак не отразилось на стоимости ЖКУ для украинцев.
Ранее Александр Колтунович подсчитывал, что коммунальные платежи за однокомнатную квартиру в 2015 году выросли до 780 грн в месяц, за двухкомнатную – до 1230 грн, трехкомнатную – 1850 грн. И это при средней пенсии в 1100 грн.
В следующем году украинские власти планируют показать ровно такую же символическую заботу о своих гражданах. В бюджете на 2016 год хотят зафиксировать поэтапное повышение минимальной заработной платы к концу следующего года в сумме на 172 грн, или на 12,5%. Официально Нацбанк, конечно, обещает инфляцию на уровне 12%, но экономисты ждут в следующем году скорее 20–30%, если не больше.
Это значит, что рост зарплат, пенсий и пособий в следующем году будет как минимум в два раза ниже уровня инфляции, говорит Юрий Медведчук из «Украинского выбора». «Это значит, что украинцам грозит уже даже не бедность, а самая настоящая нищета, и их борьба за выживание станет еще отчаянней. И бюджет-2016, по сути, законодательно закрепляет это. Следует отметить также, что в 2016 году запланирован рост доходов бюджета на 17%, а вот рост доходов населения на треть ниже. Это еще одно свидетельство антисоциальной политики нынешнего правительства», – добавляет украинский общественный деятель.
При этом стоит отметить, что МВФ еще может сократить готовящееся повышение зарплат и пенсий, и Киев безропотно это примет, как всегда.
Представитель МВФ на Украине Жером Ваше в пятницу прямо заявил о риске для продолжения кредитования страны фондом. «Риск в том, что может быть принят бюджет, который не соответствует целям программы МВФ и в котором будет заложена политика, которую мы не поддерживаем», – заявил чиновник в интервью «Укринформу». До сих пор рекомендации МВФ заключались в резком сокращении бюджетных расходов и повышении доходов. На практике это выливается в ужесточение фискальной нагрузки не только на бизнес, но и на граждан.