Экономика

23 декабря 2015, 18:15

Бумажная отчетность по госпрограммам оказалась далека от реальности

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Трата из бюджета как минимум четырех триллионов рублей, выделенных на реализацию госпрограмм только в этом году, выглядит сомнительно, часть этих денег может оказаться потраченной совершенно впустую. Это не единственный скандальный вывод Счетной палаты, проанализировавшей отчеты об эффективности расходов государственных средств.

Счетная палата провела аудит российских госпрограмм. Оценка Минэкономразвития эффективности их исполнения вызвала у Счетной палаты много вопросов.

Возникают подозрения в фиктивном завышении результатов с помощью элементарной математики

Так, МЭР оценило 32 госпрограммы. По 18 из них отмечается высокая или выше среднего уровня эффективность реализации, еще по 12 – эффективность ниже среднего или удовлетворительная. Низкое качество отчетов фиксируется только по двум госпрограммам. То есть, казалось бы, показатели весьма неплохие.

Однако, когда Счетная палата посчитала эффективность по другой, своей методике, получилась в итоге совершенно другая картина: 12 госпрограмм оценить вообще невозможно, так как фактических показателей просто нет, 17 госпрограммам присвоен низкий уровень эффективности, и только 3 госпрограммы получили средний уровень. По словам главы ведомства Татьяны Голиковой, оценка Счетной палаты оказалась приближена к реальности куда больше, чем данные Минэкономразвития. Причем в самом МЭР это также признали.

Счетная палата провела оценку на основе реальных показателей – объема дебиторской задолженности, количества введенных объектов и т.п. А вот метод оценки эффективности госпрограмм со стороны самого МЭР Голикова назвала «любопытным». Он основан на среднем арифметическом значении трех показателей – степени достижения целевых показателей, реализации контрольных событий и уровня кассового исполнения расходов.

Для начала порядок такой оценки не утвержден, отмечает глава Счетной палаты.

Во-вторых, возникают подозрения в фиктивном завышении результатов с помощью элементарной математики. Голикова привела в пример анализ эффективности реализации госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Так, доля устраненных нарушений антимонопольного законодательства в общем числе выявленных нарушений в 2012 году составляла 83,4%, а в 2013 году – 83%. «Если мы так смотрим на показатели, то видим реальное ухудшение фактической ситуации. Что сделало Минэкономразвития? В силу особенностей использованной методики оценки эффективности..., показатель 2013 года (83%) был поделен на показатель 2012 года (83,4%). В результате оценка эффективности по данному показателю составила 0,98, то есть эффективность оценивается как «высокая», – отмечает в своем докладе Голикова.

В-третьих, показателей в госпрограммах, на которые предлагается ориентироваться, слишком много. К примеру, оценивать эффективность исполнения госпрограмм в 2016 году будут по 1962 показателям, что на 258 показателей больше, чем было в 2014 году. Более того, часть показателей невозможно отследить, потому что у Росстата нет данных по ним.

Счетная палата призывает сократить число показателей, по которым определяется эффективность выполнения госпрограмм. «Во-первых, должны быть показатели, по которым есть официальная статистика. Во-вторых, эти показатели должны именно характеризовать деятельность соответствующей отрасли. Но, к сожалению, пока министерства с трудом идут на это», – отмечает Голикова.

Импортозамещение тормозится

Счетная палата отмечает, что госпрограммы не выдерживают те приоритеты и задачи, которые стоят перед страной. Например, как реализуется взятый курс на импортозамещение? По линии Минпромторга есть 20 документов по импортозамещению по 2300 позициям. Но по факту работа выполняется только по 462 позициям, указывает Счетная палата. В целом план импортозамещения стоит 2,5 трлн рублей: 1,9 трлн – это частные деньги, 600 млрд рублей – бюджетные. При этом средства не перераспределены по годам.

Получается, что сейчас деньги идут на импортозамещение лишь пятой части общего объема позиций, а по более чем 1830 позициям процесс даже не начался. Тот факт, что нет четкого распределения финансов по годам и по конкретным задачам, говорит о риске, что в ряде отраслей импортозамещение может еще долго оставаться на бумаге.

«Трехкратный разрыв частных средств и госфинансов в программах импортозамещения бросается в глаза. Где гарантия, что частные деньги пойдут именно туда, куда обозначено, и именно в необходимом годовом объеме? Зато есть опасения, что часть этих средств «потеряется» по дороге, позже осев на теневых счетах. Там, где детальнейшим образом расписана стратегия с объемами, направлениями и механизмами, подобных вопросов не возникает. Это дает основания полагать, что как минимум до половины проектов деньги не дойдут», – говорит управляющий партнер компании Heads Consulting Александр Базыкин.

Неэффективное финансирование

Счетная палата обращает внимание еще на одну проблему – высокий уровень недостроенных объектов в рамках госпрограмм. По итогам 2014 года на федеральном уровне оказалось более 9000 объектов незавершенного строительства на 1,969 млрд рублей. Впрочем, проблема не в самом факте наличия таких объектов, а в том, что их могут забросить. Голикова указывает на то, что эти объекты не включаются в Федеральную адресную инвестпрограмму (ФАИП), зато туда вносятся новые проекты, по которым еще только проектно-сметную документацию готовят.

По сути, это означает, что государство берется за строительство одних объектов, но не доводя дело до конца, в самом худшем случае просто забывает о них. Параллельно же начинает проектировать и составлять смету под новые проекты. Как итог работа идет впустую.

Еще одна проблема в том, что в госпрограммы зачастую закладываются средства регионов (по 20 из 40 госпрограмм), но при этом не учитывается тот факт, а есть ли у региона деньги на это. А ситуация с долговой нагрузкой у субъектов РФ катастрофическая. Там накоплено долгов на 2,192 трлн рублей на 1 ноября. И самое страшное в том, что значительная доля задолженности идет перед коммерческими банками. Это создает серьезные риски региональных дефолтов.

Особое внимание обращается на авансовое финансирование. «У нас на федеральном уровне по состоянию на 1 октября 2015 года уровень неотработанных авансов, то есть состояние дебиторской задолженности в авансах, составил 4,2 трлн рублей. Это 25% расходной части бюджета, которая утверждена на 2016 год», – говорит Голикова.

«В этом смысле главные распорядители, несмотря на то, что авансы не отработаны, на те же объекты продолжают заявлять соответствующие ресурсы, по многим направлениям эти ресурсы предусматриваются даже в условиях тех финансовых ограничений, которые мы на сегодняшний день имеем», – добавляет она.

Это означает, что 4,2 трлн рублей в виде аванса были в этом году выданы компаниям на выполнение услуг в рамках госпрограмм, однако эти услуги так и не были исполнены. То есть фактически инвестиции имели место, но эффекта на экономику произведено не было.

Впрочем, с расходованием средств не все так просто. Во-первых, в условиях низкого доступа к кредитам и дороговизне денег авансовые платежи – это вполне частая и необходимая практика, замечает Базыкин. Во-вторых, авансовые платежи могли быть совершены для выполнения заказов и работ на долгосрочную перспективу, что могло бы объяснить, почему нет эффекта от потраченного капитала, замечает Базыкин.

Однако Счетная палата явно намекает на то, что какая-то часть денег могла просто осесть у «неторопливых» подрядчиков.

Экономике нужны реальные госпрограммы

Претензии к МЭР растут по понятным причинам: цели обозначены, средства потрачены, но эффект не достигнут, хотя «бумажно» он присутствует, согласен Базыкин.

Учитывая текущую ситуацию, сделать госпрограммы реально эффективными требуется как можно оперативнее. Ошибки при отсутствии сверхдоходов от нефтегазового сектора непростительны. Надо выводить страну из кризиса, а при отсутствии доступа к дешевым западным кредитам ставка делается именно на госинвестиции. При этом денег на то, чтобы увеличить федеральное финансирование какой-либо госпрограммы, в бюджете нет, отмечает Анна Бодрова из «Альпари».

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие
Темы дня

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Продвижение российской армии в зоне СВО ускорилось, вся кампания 2025 года Вооруженных сил Украины (ВСУ) фактически сорвана, ВС России перемололи лучшие части украинской армии, заявил министр обороны Андрей Белоусов в ходе инспекции группировки «Север».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?