Министерство по делам Северного Кавказа пригласило общественность к обсуждению своей инициативы ввести так называемый курортный сбор с туристов в регионе Кавказских Минеральных Вод. Законопроект «О проведении эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой в Ставропольском крае» был размещен на днях на площадке regulation.gov.ru. В случае успешного эксперимента, начало которого запланировано на 2017 год, эта практика может быть распространена и на другие туристические регионы России. Среди туроператоров, юристов и представителей общественных организаций пока нет единого мнения, насколько продуктивной окажется новация: теоретически она может обеспечить дополнительные средства на развитие курортов, но процедура ее внедрения сопряжена с рядом сложностей.
Включение отдыха на Кавказе в один ряд с алкоголем, табаком и прочими продуктами и услугами, потребление которых надо ограничивать дополнительными сборами, вызывает ряд вопросов
Сторонники введения курортного сбора в качестве главного аргумента «за» напоминают, что это обычная практика во многих странах, где распространен массовый туризм. Размер курортного сбора, или туристической таксы, как правило, невелик (в Европе, к примеру, от 1 до 3 евро в день), но зачастую туристы даже не догадываются о том, что он существует, поскольку отельеры уже закладывают его стоимость в цену своих услуг. В России курортный сбор тоже существовал, но в 2004 году был отменен из-за мизерности поступлений – тогда оказалось, что его администрирование обходится дороже, чем удается собрать с туристов.
Ставка курортного сбора, предлагаемая в настоящий момент, должна составить порядка 150 рублей с человека на одну ночь. Нехитрая арифметика показывает, что теоретически за счет курортного сбора у Ставропольского края могут появиться неплохие возможности изыскать дополнительные доходы на развитие инфраструктуры Кавминвод. Бюджет региона хронически дефицитен (по прогнозам краевого минфина, в следующем году он составит 5 млрд рублей), а интерес к отдыху на Кавминводах растет вместе с общим ростом спроса россиян на внутренний туризм. В начале года губернатор региона Владимир Владимиров сообщил, что в 2014-м количество туристов, посетивших курорты Кавминвод, впервые за постсоветский период достигло 1 млн человек.
«Значительная часть гостей Кавминвод приезжает по санаторным путевкам, это 14–21 день. С учетом туристов выходного дня среднее пребывание снижается до 15 дней, хотя, возможно, корректнее брать цифру 10 дней. То есть в среднем с одного туриста размер сбора составит 1500 рублей, а миллион туристов – это полтора миллиарда, или два процента от доходов бюджета Ставропольского края в 2015 году», – заявил газете ВЗГЛЯД Евгений Бромберг, директор краснодарской группы компаний Undersun, специализирующейся на внутреннем туризме.
А по оценке Минкавказа, до 2021 года за счет курортного сбора можно будет привлечь на развитие Кавминвод от 2 до 6 млрд рублей. Позицию министерства всецело поддерживает и Владимиров, заявивший недавно, что Кавминводы «уже давно нуждаются в инструменте, который позволит эффективно решить вопрос сохранения и развития курортной инфраструктуры». «Это большой имущественный комплекс, на его содержание нужны значительные средства, которых нет ни в краевом, ни в муниципальных бюджетах», – пожаловался он.
Правда, подобные калькуляции выглядят весьма оптимистично, поскольку эти деньги еще надо собрать. Теоретически, в организованных средствах размещения типа гостиниц и санаториев сделать это довольно просто, автоматически включив размер сбора в путевку, а вот в частном секторе, который на Кавминводах представлен весьма широко, это будет сделать гораздо сложнее. Кроме того, неизбежно встанет вопрос о том, облагать ли курортным сбором льготников и отдыхающих по профсоюзным путевкам, для которых даже сравнительно небольшая доплата в 150 рублей в день может оказаться чувствительной.
Есть и чисто правовые коллизии. «В юридическом смысле сбор предполагает, что государство должно оказывать некую услугу, как, например, в случае выдачи паспорта или приема заявления в суд. Какая услуга будет оказываться в данном случае, не вполне понятно», – рассуждает партнер Национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев. По его мнению, курортный сбор противоречит статье 8 Налогового кодекса РФ, в которой дается само определение сбора, и Конституции РФ, не говоря уже о том, что он увеличивает стоимость отдыха на наших курортах, а с управлением курортным сбором могут вновь возникнуть сложности. «Минкавказа считает, что он должен оплачиваться отдыхающими при заезде или выезде из гостиницы, а не включаться в стоимость путевки, а это увеличит расходы на его администрирование», – заявил Мирзоев газете ВЗГЛЯД.
С другой стороны, у введения курортного сбора есть немало сторонников в туристическом сообществе. «Мне не показалось, что турбизнес как-то негативно отреагировал на эту инициативу – возможно, многие уже просто привыкли к тому, что городской или курортный налог берётся практически везде, от Нью-Йорка до самых захолустных курортов», – говорит генеральный директор агентства путешествий Book&Go Travel (Санкт-Петербург) Дмитрий Зеленин.
По его мнению, сама ставка сбора настолько невелика, что никакого существенного повышения цен на отдых не предвидится: «Недельная путевка на курорт стоит примерно 15–25 тысяч рублей, и лишняя тысяча никого не обеспокоит. Кстати, попытка ввести налог на туристов предпринималась и в Санкт-Петербурге, но власти на это не решились, чтобы не создавать лишнее недовольство, на мой взгляд, зря. Даже если кто-то будет недоволен, дальше быстро привыкнут. А если ещё сделать скидку или нулевой налог на детей, то вообще не должно быть проблем», – заявил Зеленин газете ВЗГЛЯД.
Другой позиции придерживается известный туристический журналист Владимир Севриновский: «Включение отдыха на Кавказе в один ряд с алкоголем, табаком и прочими не слишком полезными для здоровья продуктами и услугами, потребление которых надо ограничивать дополнительными сборами, вызывает ряд вопросов и в свете политики развития внутреннего туризма несколько озадачивает. Все-таки Кавминводы, при всем к ним уважении, – это далеко не престижные европейские курорты, страдающие от переизбытка гостей. Деревце еще не выросло, и трясти его в ожидании плодов рановато».
По мнению Севриновского, введение курортного сбора может иметь негативные последствия для туристического бизнеса, например, став серьезным контраргументом для инвесторов, которые хотели бы вложить средства в строительство отелей на Кавминводах, поскольку увеличение стоимости путевки снизит окупаемость таких проектов. А выиграть от этого могут те, кто работает под «черным флагом». «Курортный сбор, безусловно, положительно повлияет на доходы мелкого частного сектора, который как не платил прочие налоги, так и этот платить не будет. Так что бабушки с койко-местами на веранде будут благодарны правительству за заботу», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
Не слишком довольны введением курортного сбора и экологические активисты. Член совета регионального экологического движения «За Кавминводы» Георгий Легкобитов заявил газете ВЗГЛЯД, что специальный сбор следует брать не с туристов, а с тех, кто создает дополнительную нагрузку на курорты. «В готовящийся к принятию федеральный закон о Кавминводах я предложил ввести ежемесячный экологический сбор. Живешь в курортной зоне – плати повышенный сбор, потому что по СНиПам в курортной зоне должны быть только санатории. Каждое пересечение границы курортной зоны – плати, от платы должен освобождаться только обслуживающий ее транспорт. Любой объект хоздеятельности возле автодороги, без санитарно-защитной зоны, в городских лесах, в прибрежной зоне и так далее – плати. Это и будет пополнение бюджета за счет реальных пользователей и природных ресурсов и нарушителей природной среды, а не очередное отпугивание населения от Кавминвод», – считает общественный деятель.
Наконец, остается главный вопрос – освоение собранных средств. До того как курортный сбор был отменен в 2004 году, он поступал в муниципальные бюджеты, а теперь, скорее всего, будет зачисляться в бюджет региона. А это значит, что до самих курортных территорий деньги дойдут в лучшем случае опосредованно, при этом у регионального руководства всегда будет возникать соблазн распорядиться дополнительной прибавкой в бюджет для аврального затыкания очередной дыры.
Впрочем, проблема неэффективного освоения средств, собранных с туристов, есть и в тех странах, где подобная практика существует давно. «В Австрии эти деньги реально вкладывают в инфраструктуру, но и воруют их тоже безбожно, по этому поводу были скандалы и увольнения, – рассказывает Дмитрий Зеленин. – Поэтому мне кажется, что курортный сбор – это очень полезное дело для наших курортов, но главный вопрос – как сделать так, чтобы эти деньги не исчезли в неизвестном направлении».