Совет директоров компании «Транснефть» обнародовал рекомендации о размере дивидендов по итогам деятельности компании в 2013 году: 1221,38 рубля на одну обыкновенную и 724,21 рубля на одну привилегированную акцию. Это вызвало падение котировок «префов» компании на 12% за следующие два торговых дня и шквал возмущения среди инвесторов.
В открытом письме есть ряд рекомендаций, которые мы изложили, им либо будут следовать, либо не будут
По мнению участников рынка, причин несколько. Во-первых, компания выплатила по привилегированным акциям меньшие дивиденды, чем по обыкновенным (при этом у «Транснефти» на рынке обращаются только «префы», а обыкновенные акции находятся в собственности государства), что произошло впервые. Начиная с 2005 года держатели «префов» получали больше дивидендов, чем государство по обыкновенным акциям. А в 2012 и 2013 годах компания и тем, и другим платила одинаково. Не лишним будет отметить, что привилегированные акции, в отличие от обыкновенных, не дают права на участие в принятии управленческих решений, но должны давать право на фиксированный доход.
Во-вторых, налицо жесткая дифференциация. Есть государство, которому принадлежат обычные акции, и есть миноритарии с «префами», которые советом директоров признаются по сути акционерами второго сорта. Возникает целый ряд вопросов, начиная от равенства форм собственности и заканчивая перспективами приватизации «Транснефти», планы которой правительство постоянно откладывает.
В-третьих, по мнению инвесторов, «Транснефть» начислила мало дивидендов и могла бы платить больше. Миноритарии подсчитали, что выплаты по привилегированным акциям «Транснефти» за 2013 год составят всего 0,7% от консолидированной чистой прибыли по МСФО. Хотя постановлением правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 774-р предусматривается, что госкомпании должны платить дивиденды в размере 25% прибыли по МСФО.
«Транснефть», со своей стороны, трактует ситуацию иначе. Её позиция в том, чтобы платить дивиденды с прибыли только материнской компании, а не всего холдинга (компания представляет собой многоуровневый холдинг с «дочками», «внучками»), а также платить по «префам» меньше, чем по обыкновенным акциям.
В итоге Ассоциация по защите прав инвесторов направила открытое письмо Дмитрию Медведеву и Игорю Шувалову, а также РФФИ и совету директоров компании. В обращении члены АПИ отразили и пресловутые 25% прибыли по МСФО, и традиционно прохладное отношение менеджмента «Транснефти» к миноритариям, и звучавшие обещания увеличить дивидендные выплаты.
«В открытом письме есть ряд рекомендаций, которые мы изложили, им либо будут следовать, либо не будут. Ответа пока нет и реакции тоже», – заявил газете ВЗГЛЯД исполнительный директор АПИ Александр Шевчук.
В кулуарах инвесторы успели попенять Шувалову на то, что тот изменил своим либеральным взглядам, утвердив данное решение совета директоров «Транснефти». Позицию АПИ поддержали и крупные западные фонды, являющиеся держателями привилегированных акций «Транснефти».
По мнению участников рынка, акции «Транснефти» последние годы росли именно на заявлениях руководства о скорейшем переходе на выплату дивидендов, исходя из 25% чистой прибыли по МСФО. Вместе с тем известна позиция главы трубопроводной монополии Николая Токарева, который не раз повторял, что у компании нет планов увеличивать дивиденды на привилегированные акции.
«Транснефти» надо просто прекратить спекуляции и всем платить по МСФО – тогда проблем с неравномерными выплатами не будет, – считает Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Аль Пари». – Можно все и так оставить, если бы они прибыль не выводили в дочерние компании, объясняя это необходимостью инвестпроектов».
Между тем, по мнению участников рынка, ситуация выходит за рамки сугубо корпоративного конфликта: речь идет об инвестиционном климате. На недавнем заседании ПМЭФ президент России Владимир Путин говорил о том, что один из ответов на западные санкции – не окукливание в собственной скорлупе, а, наоборот, создание новых условий для привлечения инвестиций, принятие целого пакета законов об улучшении инвестиционного климата, прозрачности, защиты инвестиций. На деле же решение правительства, утвердившего рекомендации Совета директоров «Транснефти», ведет в прямо противоположную сторону.
Инвесторы ждут четких правил игры и их неукоснительного соблюдения. Если принято решение, что госкомпании будут платить 25% от МСФО, то пусть это будет именно 25%, а не 10% или 5%. И, что важно, от всего «пирога», а не от произвольно определяемой менеджментом его части. Ситуации, конечно, могут быть разными: например, «Россети» на 2014 год дивидендов не планируют платить вообще, потому что ожидается убыток. Это понятный аргумент, здесь обвинения в обмане не возникают.
Хорошим примером на рынке считают «Норникель», который в свое время (по итогам 2012 года) объявил, что за три следующих года заплатит акционерам дивидендов в общей сумме на 8–9 млрд долларов США. Как именно эта сумма распределится по годам – остается на усмотрение менеджмента. Но менеджмент свое обещание выполняет, и рынок это в полной мере оценил. Понятно, что сравнивать «Норникель» с «Транснефтью», что называется, «в лоб» в данной ситуации не вполне корректно, но за последний год акции «Норникеля» выросли с 4300 до 6900 рублей.
С «Транснефтью» ситуация обратная. Ведущие инвесткомпании открыто говорят о том, что рекомендация «Транснефти» нанесла ущерб инвестиционной истории компании. А «Дойче банк» уже пересмотрел свою рекомендацию по акциям с «держать» до «продавать». Хотя в реальности финансовое положение компании не ухудшилось.
В последнее время много говорится о том, что российский рынок недокапитализирован. У такого положения вещей много причин: часть из них неустранима, часть – политически мотивирована. Но в немалой степени неудовлетворительный инвестиционный климат является следствием политики компаний, которые не всегда учитывают позицию инвесторов.