Европейский союз близок к тому, чтобы заморозить планы по завершению строительства газопровода «Южный поток» по дну Черного моря, оцениваемого в 50 млрд долларов, передает The Daily Telegraph. Приостановка строительства может стать первым серьезным «наказанием» России со стороны ЕС за присоединение Крыма.
Как только Европа в очередной раз столкнется с перебоями поставок российского газа через Украину, она сразу может передумать насчет «Южного потока
Информация о таких планах Евросоюза появилась благодаря утечке со встречи председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу с болгарскими политиками. Утверждается, что Баррозу потребовал от Болгарии не противодействовать новой политике ЕС в отношении проекта. «Мы просим Болгарию быть очень осторожной», – приводит британская газета слова главы Еврокомиссии.
По официальным данным, планы строительства «Южного потока» все еще в силе, но эти комментарии Баррозу подтверждают слухи о том, что проект «политически мертв», говорится в статье.
«Южный поток» мощностью 63 млрд кубометров проходит от российского побережья через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению и до Италии с отводами в Хорватию и Сербию. Также присоединиться к проекту хотела Великобритания, построив интерконнектор. Газпром строит эту трубу для того, чтобы отказаться от транзита газа через Украину и избежать проблем с поставками голубого топлива в Европу, которые уже были по вине Украины во времена газового кризиса. Уже работающий «Северный поток» стал первым шагом в этом направлении. С вводом «Южного потока» значение Украины как транзитера будет нулевым, говорили в Газпроме.
Это уже не первая угроза остановки проекта со стороны ЕС. В конце прошлого года Европарламент грозил, что «Южный поток» не сможет работать в ЕС, если он не будет соответствовать нормам Третьего энергопакета, и требовал от стран ЕС – членов этого проекта перезаключить межгосударственные соглашения, учитывая энергетические нормы. Газпром же говорил, что ЕС не имеет права требовать такое от проекта, который проходит не только по территории еврозоны, но и по территории России.
Российская монополия в свою очередь пыталась договориться с ЕС о придании «Южному потоку» особого статуса, позволяющего исключить для него действия Третьего энергопакета. В частности, сейчас Брюссель собирается сделать исключение для газопровода Opal, который идет от «Северного потока».
Главный риск для Газпрома заключается в том, что по нормам Третьего энергопакета российская компания не сможет одновременно выступать и поставщиком газа, и владельцем самостоятельно построенных газопроводов, по которым этот газ поступает потребителям. По сути, Газпрому предлагают за свой счет построить газовую инфраструктуру ЕС, а потом отказаться от нее в пользу других компаний. При этом ЕС сам не вкладывается в развитие инфраструктуры на своей территории. Однако эту угрозу Европа так и не реализовала.
Но если дойдет до санкций, то Россия в случае заморозки проекта сможет сэкономить огромные инвестиции, что в условиях замирания экономического роста пойдет только на пользу в макроэкономическом плане. При этом сам Евросоюз потеряет от подобных действий намного больше.
Во-первых, он ударит в этом случае не только по Газпрому, но и по своим же: учредителем проекта «Южный поток» выступает не только Газпром (50%), но и итальянская ENI (20%), немецкая Wintershall (15%) и французская EDF (15%). При этом пострадавших будет намного больше, потому что поставлять оборудование для проекта должны многие международные компании.
Так, недавно в проект «Южный поток» были привлечены в качестве подрядчиков компания Siemens AG (на поставку электротехнических систем и контрольно-измерительных приборов) и японские компании Marubeni-Itochu и Sumitomo (на поставку труб для второй нитки газопровода на сумму в размере 350 млн евро).
Обращает на себя внимание удивительная выборочность Евросоюза: «Северный поток», по которому газ поставляется в западные страны (Германию, Францию, Бельгию и другие), никто не трогает, а угрожает прикрыть «Южный поток», по которому газ должны получать в основном южные страны еврозоны и не входящая в нее Сербия.
«Невооруженным взглядом видно, что страны Западной Европы, так сильно желающие «насолить» России, никак не пострадают от остановки проекта «Южный поток». При этом будущие «жертвы» данной инициативы либо еще не являются странами, входящими в ЕС, как Сербия, либо уже вовсю на себе ощутили всю разрушительную силу ЕС: Болгария превратилась в аграрную страну, у остальных участников также есть свои отведенные роли как сырьевых придатков и поставщиков дешевой рабочей силы», – говорит газете ВЗГЛЯД заместитель генерального директора консалтинговой компании HEADS Никита Куликов.
По его мнению, позиция «старшего» ЕС выглядит как желание подмять под себя волю младших государств-членов. «Сказанное главой Еврокомиссии Баррозу Болгарии «быть очень осторожной» иначе как прямой угрозой и давлением со стороны сильного назвать нельзя», – говорит Куликов.
Очевидно, что как только Европа в очередной раз столкнется с перебоями поставок российского газа через Украину и газовым кризисом по вине Киева, она сразу может передумать насчет «Южного потока». Проблемы с доставкой газа в Европу могут возникнуть, например, при подрыве или разрушении украинского трубопровода украинскими экстремистами.
Или если Украина не заполнит российским газом свои подземные хранилища, из которых зимой поступает газ в Европу. Но тут Брюссель, обещающий финансовую помощь Киеву, теперь сам должен обеспокоиться и дать денег Украине, чтобы не остаться без голубого топлива. Потому что у преддефолтной Украины нет денег заплатить Газпрому даже за прошлогодний газ.
При выходе Украины из политического кризиса, должной защите ГТС и выделении денег от ЕС вышеуказанные угрозы снижаются. Однако есть еще одна ситуация, при которой Брюссель может остаться без газа холодной зимой, и она уже не раз случалась во время газовых кризисов.
Когда Газпром останавливает поставки газа на Украину, возникает риск, что транзитный газ может не дойти до Европы. Это вытекает из особенностей поставок в зимний пиковый сезон. Украина в весенне-летний период должна закачивать газ в подземные хранилища для обеспечения себя газом зимой.
Но на практике, когда наступают холода, Украина отбирает для себя газ не из ПХГ, а из трубы на восточной границе, который предназначается Европе. В обмен Киев отдает Европе газ из подземных хранилищ, которые располагаются ближе к западной границе. Это логистически удобней. Поэтому когда Газпром вынужден остановить поставки газа для Украины, она продолжает отбирать газ, предназначенный для Европы, для себя и оставляет тем самым без газа Европу. Такую ситуацию в Газпроме прямо называют воровством. Это уже было в 2009 году.
При этом сейчас Украина явно напрашивается на новый газовый кризис, риски которого летом малы, но с наступлением холодов возрастают. Киев продолжает не платить за уже потребленный российский газ. Долги за прошлый и этот год достигли 2,2 млрд долларов, сообщил на прошлой неделе Газпром. Иного выбора заставить платить Киев за газ, кроме как остановка поставок, у России может просто не оказаться. Поэтому Баррозу не Болгарию должен предупреждать быть осторожной, а самого себя, Евросоюз и Украину.
Украина ведет себя вообще странно. В данной ситуации и.о. минэнерго Украины Николай Продан позволяет себе вызывающие недоумение требования. В частности, он требует, чтобы Газпром вернул нерыночную и неконтрактную цену на газ в 286,5 доллара за тысячу кубометров, которая была дана в декабре 2013 года на три месяца на конкретных условиях. Главное условие – погашение задолженности за газ и своевременная оплата газовых поставок, и оно не выполняется.
Однако Продан идет дальше и ставит свои условия: Россия должна дать Украине остальную часть кредита в 15 млрд долларов (3 млрд долларов получила в декабре), тогда Нафтогаз оплатит долги. И это на фоне явно недружественного отношения к России и к русскоязычному населению в целом.