Россия, которая могла бы уже сегодня перевести Украину на систему предоплаты за газ, готова подождать еще месяц, заявил президент Путин во время прямой линии.
Если и за следующий месяц никаких платежей не будет, то в соответствии с контрактом перейдем на предоплату
В среду 16 апреля Газпром мог воспользоваться своим правом на перевод «Нафтогаза Украины» на предоплату по майским поставкам топлива. Это следует из ст. 5 контракта Газпрома и Нафтогаза, подписанного 19 января 2009 года. «Мы можем сделать это сегодня, но я сказал, мы будем ждать», – сказал Путин. Он обозначил конкретный срок – ждать будем месяц, то есть до 16 мая.
Однако Путин предупредил, «если и за следующий месяц никаких платежей не будет, то в соответствии с контрактом перейдем на предоплату». «Это означает, что Украина должна будет нам заплатить деньги за месяц вперед, и мы поставим им ровно столько, сколько они заплатят», – пояснил президент.
Путин признает, что предоплата – это «очень тяжелый способ расчетов», который «может привести к сбоям в транзите нашего газа европейским потребителям». «Именно поэтому мы проявляем такую корпоративность, договороспособность и терпение», – поясняет он.
«Мы не настаиваем на немедленных платежах, мы понимаем трудности Украины, но мы просим вас вместе с нами включиться в эту работу, принять участие в спасении украинской экономики», – заявил глава государства, обращаясь к ЕС и Украине.
Газпром мог бы воспользоваться пятой статьей газового контракта и потребовать от Украины предоплаты за газ еще в прошлом году. Потому что Нафтогаз бесплатно пользуется российским газом уже второй год подряд. Он еще не расплатился полностью за 2013 год и не заплатил за газ в первые месяцы этого года – даже по цене со скидкой в 286,5 долларов за тысячу кубометров.
В итоге 7 апреля Нафтогаз не оплатил мартовскую поставку российского газа в объеме свыше 500 млн долларов, и долг Украины вырос до 2,2 млрд долларов. Как отметил Путин, долг Украины по-прежнему растет. Газпром с 1 апреля 2014 года уже отменил все предыдущие скидки, которые получал Киев, и цена российского газа для Украины, согласно контракту, составляет 485 долларов за тысячу кубометров.
Абстрактный ответ
Евросоюз согласился с предложением Путина быстро приступить к переговорам вкупе с Украиной по поводу безопасности поставок и транзита газа. Об этом говорится в опубликованном в четверг Еврокомиссией письме президенту России Владимиру Путину от имени главы ЕК Жозе Мануэла Баррозу.
Это ответ ЕС на письмо российского президента, которое он отправил неделю назад главам 18 европейских государств. В своем послании Владимир Путин подробно изложил аспекты задолженности Киева за поставки российского газа, а также возможные последствия для транзита газа в Европу.
Кроме того, Путин отправил выдержки из контракта 2009 года, в частности процитировал статью 5 этого договора, где черным по белому говорится о праве Газпрома перейти на авансовую систему оплаты в случае неоплаты Украиной поставок газа. А если Украина не сможет внести аванс, то, согласно контракту, Россия имеет право остановить поставки газа на Украину.
Баррозу прекрасно понимает, к каким печальным последствиям может это привести. Переход на эту систему «несет в себе опасность сбоя в поставках (газа) в ЕС и другим странам-партнерам», – пишет Баррозу.
Глава Еврокомиссии в своем письме не забыл напомнить Путину, что перед тем, как предпринять какие-либо действия в связи с поставками российского газа на Украину, всем вовлеченным в процесс сторонам необходимо задействовать механизм раннего предупреждения. Об этом была договоренность между ЕС и РФ после «газового кризиса» в 2009 году. Путин в четверг уже сделал официальное предупреждение.
Несмотря на готовность ЕК вести переговоры, шансы на их положительный исход призрачны. Владимир Путин в своем письме поставил два конкретных вопроса, кто и когда погасит украинские долги Газпрому.
Однако Баррозу в письме снимает с себя ответственность за газовые проблемы Украины. «На наш (ЕС) взгляд, вопросы, связанные с долгами Украины за газ и ценами на его импорт, следует рассматривать совместно с МВФ и со всеми значимыми партнерами с учетом потребностей страны во внешнем финансировании», – пишет Баррозу.
Письмо главы ЕК оказалось крайне абстрактным, в нем нет ясных ответов. «Это опять набор словоблудия», – считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Судя по ответу, Европа не сильно обеспокоена тем, что ее южные регионы могут зимой замерзнуть из-за украинских долгов», – говорит он. Это случится, если Натофгаз не закачает в свои подземные хранилища хотя бы 17 млрд кубометров газа (зимой оттуда поступает газ в южные регионы Европы). Делать это Киев уже отказался. А неуплата долгов Газпрому ведет к остановке поставок.
Россия предупредила заранее: вот есть месяц, чтобы найти деньги и погасить долги. «Но письмо Баррозу показывает, что поиском этих денег никто заниматься не собирается. ЕС больше беспокоит, как обеспечить реверс газа на Украину, вместо того, чтобы думать о себе. А зимой кто замерзать будет?» – удивляется Симонов.
«ЕС – структура не бедная, и найти 2,2 млрд долларов могут. Конечно, европейское население может негативно воспринять финансовую поддержку Украины. Но это надо делать. Если уж ЕК взяла политическую ответственность за власть в Киеве, то должна отвечать и по их долгам. Тем более что, решая вопрос Украины с долгами, ЕС решает и собственный вопрос – как зимой будет обеспечиваться газом юго-восток Европы», – говорит Симонов.
#{ussr}Однако Баррозу всегда боролся с Россией, да еще с 1 ноября 2014 года уходит с поста главы Европейской комиссии. «Поэтому зачем ему сейчас искать 2,2 млрд долларов для России и «заморачиваться», что будет с той же Болгарией, когда начнутся холода?!» – полагает Симонов.
Баррозу пытается отстранить Европу от решения украинских проблем, намекая, что проблемы России с Украиной по газовому вопросу ее не касаются. В письме он напомнил, что у Газпрома заключены договоры с европейскими компаниями, по которым российская компания несет ответственность за обеспечение ЕС газом в необходимых объемах. В связи с этим ЕК призвала Россию воздержаться от частичного или полного прерывания поставок газа на Украину, в противном случае, с его слов, это создаст сомнения относительно надежности России как поставщика газа.
«Это история а-ля 2009 год. Юридически Газпром должен обеспечить доставку газа до европейской границы. Но политически эта позиция Баррозу выглядит проигрышной. Во-первых, как поставить газ, например, до Словакии, если Украина отказывается платить за газ и не хочет закачивать его в хранилища? Во-вторых, Украина – пиратская страна, мы предлагаем стратегически решить эту проблему путем строительства на свои средства «Южного потока». Помогает Европейский союз строить эту трубу? Наоборот, всячески мешает», – рассуждает Константин Симонов.
На что надеется Европа и Украина
Примечательно, что Баррозу также не поднимает в своем письме вопрос справедливой цены на газ для Украины, который Киев педалирует неустанно.
Киев отказался платить цену в 480 долларов за тысячу кубометров с 1 апреля, которая вытекает из контрактной формулы цены на газ без ранее предоставляемых Газпромом скидок. Более того, он намерен обратиться в суд с иском по поводу необоснованности такой цены.
Ведущий эксперт украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что Украина согласится платить за газ, только если Россия пойдет на уступки по цене. Киев считает цену в 480 долларов политической, а рыночной – 250 долларов. Нынешние действующие власти повторяют аргумент Виктора Януковича: цена для Украины должна быть такой же, как на границе Германии (сейчас 320 долларов) минус 70 долларов в виде транспортных расходов (которых при поставках на Украину нет).
Впрочем, Киев готов согласиться на возвращение цены в 268,5 долларов за тысячу кубометров, которая действовала благодаря скидкам в первом квартале 2014 года.
Если Россия согласится на такую цену, то Украина готова самостоятельно оплатить долги за газ, правда, не быстро. По словам Омельченко, Киев намерен оплатить 2,2 млрд долларов долга за счет того, что рассчитывает выиграть в суде иск о возмещении потерянного имущества в Крыму.
Омельченко считает, что Европа и Украина не боятся остаться без российского газа, потому что смогут купить его у других поставщиков. Южная Европа, чтобы не замерзнуть зимой, если поставки российского газа будут закрыты, сможет закупать СПГ из Катара, Индонезии, стран Персидского залива и т. д. Правда, придется переплатить, потому что СПГ дороже российского трубного газа. Часть потребностей в газе Европейский союз может заместить более дешевым углем, считает Омельченко.
Украина же, по его словам, будет надеяться на реверсный газ из Европы. Недавно Украина уже возобновила поставки газа из Польши и уверяет, что сумеет наладить реверс из Словакии в 10–15 млрд кубометров в год. Кроме того, говорит украинский эксперт, Украине в этом году потребуется меньше газа, чем раньше. Во-первых, она снижает свои потребности благодаря энергетической программе, во-вторых, промышленность станет потреблять меньше из-за закрытия ряда предприятий.
И это правда. Как писала газета ВЗГЛЯД, четыре химических завода в стране уже остановили работу, следом придется прощаться с автопромом, металлургическими и машиностроительными предприятиями. Именно немодернизированная промышленность Украины является одним из главных потребителей газа.
Таким образом, письмо Баррозу и неизменная позиция Украины позволяют прогнозировать, что переговоры России, ЕС и Украины не приведут к оплате украинских долгов, а значит, будет введена предоплата. Киев аванс внести не сможет – денег нет, а ЕС давать не готов. Поэтому с 1 июня поставки газа на Украину придется остановить.
«Поскольку сейчас лето, Украина скажет, что обойдется без нашего газа. Это будет правда. И это может всех успокоить. Но это приведет к тому, что закачка газа в подземные хранилища Украины прекратится, и зимой мы получим замерзающий юго-восток Европы», – ожидает Симонов.