Экономика

20 февраля 2014, 14:33

Производство "ё-мобиля" отложили на неизвестный срок

Фото: ИТАР-ТАСС

Производство «народного автомобиля» от Михаила Прохорова в очередной раз откладывается. На этот раз дату появления «ё-мобиля» на российских дорогах никто не знает. Неудачи есть у любого мирового автогиганта. Однако о них никто не догадывается, потому что рекламировать новую модель до ее реального появления мало кто рискует.

Начало производства «ё-мобиля» в Петербурге откладывается на неопределенный срок, заявил в четверг председатель городского комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейскин.

Я думаю, что очень большие сложности с созданием нового автомобиля, это требует больших финансовых затрат

«Они обещали выйти на сборку в конце 2014 года и на серийное производство в начале 2015-го, думаю, эти планы серьезно откладываются на неопределенный срок. Я думаю, что очень большие сложности с созданием нового автомобиля, это требует больших финансовых затрат», – сказал Мейскин.

По его словам, правительство Петербурга задавало компании вопрос по поводу начала производства. «Из разговора стало очевидно, что проект, мягко говоря, задерживается», – говорит он. Впрочем, пока, по его словам, компания остается резидентом промзоны «Марьино».

Уже четыре года Прохоров пытается реализовать на практике свое детище – «народный автомобиль». Впервые о его разработке бизнесмен заявил еще в начале 2010 года. Сначала все шло довольно неплохо, хоть и амбициозно. В декабре 2010 года Прохоров представил три образца гибридного автомобиля, получившего название «ё-мобиль» – хэтчбэк, фургон и кросс-купе, правда, пока без «начинки». В 2011 году назвали вполне адекватные для народного автомобиля цены в 350–450 тыс. рублей. Начать серийное производство на заводе в Санкт-Петербурге собирались в конце 2012 года. Предварительно в мае 2011 года компания начала официальный прием онлайн-заказов на «ё-мобили», количество которых превысило 200 тыс.

Однако, когда подошел срок выпускать автомобиль с конвейера, оказалось, что не все идет так гладко, как «пиарится». В сентябре 2012 года «Ё-авто» вынужден был признать, что людям, которые сделали заказ на «ё-мобиль», придется подождать его появления на свет еще как минимум два года. Начало производства было перенесено на конец 2014-го – начало 2015 года, как было заявлено, из-за проблем с американским подрядчиком по выпуску кузова. Причем акционеры приняли карательные меры в отношении генерального директора «Ё-авто» Андрея Бирюкова из-за срыва сроков, уволив его и заменив на Андрея Гинзбурга, работавшего главным конструктором компании с самого начала проекта.

В связи с очередной просрочкой напрашивается логичный вопрос, лишится ли теперь Гинзбург своей должности. И с какими подрядчиками на этот раз возникли проблемы у «Ё-авто».

По ходу разработки народного автомобиля его проект неоднократно менялся. К примеру, в прошлом году решено было более чем в два раза сократить мощности будущего завода в Питере, первый камень которого был заложен еще в середине 2011 года. Изначально завод должен был выпускать по 90 тыс. автомобилей в год, теперь лишь 40 тыс. Причем в 2015 году хотели собрать всего 10 тыс. таких машин, в 2016–2017 годах – по 20 тыс., и только к 2018 году выйти на полную мощность в 40 тыс. авто. Причина такого решения – в необходимости оптимизации расходов, отмечал Гинзбург. При этом сервисные центры гибрида от Прохорова собирались открывать только в крупных городах.

Объявленная с самого начала цена «народного автомобиля» в 350 тыс. рублей по мере откладывания проекта также начала расти. Сначала она увеличилась до 500 тыс. рублей, потом стали говорить и вовсе об 1 млн рублей. Чем дальше переносятся сроки производства «народного автомобиля», тем выше шансы, что 1 млн будет недостаточно для рентабельности проекта и он просто разорит «Ё-авто». Однако доводить стоимость «ё-мобиля» до премиум-класса крайне опасно: желающих купить машину, разрекламированную как «эконом-класс», по цене дороже BMW и Mercedes-Benz, может не оказаться.

#{image=551961}Очередной срыв сроков производства портит не только и без того «подмоченную» репутацию «ё-мобиля», но и сильно бьет по «кошелькам» соинвесторов, того же Прохорова. В среднем себестоимость производства автомобилей каждый год растет на 11%, что и отражается в росте цен на конечный продукт. По грубым подсчетам, перенос производства с конца 2012 по 2015 год ведет к росту затрат на 33%, при этом получать хоть какие-то доходы компании еще не из чего. В итоге к 2015 году «народный автомобиль» может подорожать уже до 1,3 млн рублей, а к 2020 году приблизиться почти к 2 млн рублям.

Техническая концепция «сердца» автомобиля – двигателя – за это время также менялась несколько раз. Сначала на машины устанавливали поршневые двигатели немецкой компании Weber (она производит двигатели для снегоходов, например). Потом заявили об амбициозных планах использовать роторно-лопастные двигатели российского производства, работающие на природном газе. Потом, правда, снова вернулись к иностранным разработчикам.

Говорилось о возможностях использования и микротурбинных двигателей, и даже обычных двигателей внутреннего сгорания. В конце концов, было объявлено, что при испытании немецкой роторно-лопастной установки возникли проблемы, что неудивительно, ведь такие двигатели пока еще никто серийно не производит. А на питерском заводе решили выпускать «ё-мобили» с классическим гибридным двигателем, то есть технического открытия в области гибридов совершить не удалось.

Компании приходится постоянно сдвигать сроки потому, что идея изначально была амбициозна по срокам, считает эксперт банка «БКС Премьер» Антон Шабанов. «Разработать действительно новый автомобиль с нуля – это крайне сложный процесс, который зачастую требует возврата назад на определенном этапе и начала конструирования практически с нуля. На мой взгляд, просчеты были в этапах конструирования нового автомобиля, его инженерной и технической начинки», – говорит газете ВЗГЛЯД Антон Шабанов. И строительство завода оказалось не таким простым делом, как виделось, добавляет он.

Откладывание серийного производства говорит также о неуверенности в успехе проекта «ё-мобиля», особенно в нынешних условиях. «Модель уже готова, и существуют опытные образцы, однако строить производственную площадку и выводить модель на рынок сейчас экономически неоправданно», – считает Андрей Шенк из «Инвесткафе». «Из-за дороговизны деталей себестоимость автомобиля получается очень высокой, и конкурировать с дешевыми автомобилями с двигателями внутреннего сгорания невозможно, учитывая относительно невысокую стоимость топлива на российском рынке», – объясняет он.

Кроме того, российский автомобильный рынок переживает не лучшие времена – продажи в январе упали на целых 6% к январю 2013 года. Не добавляет оптимизма и девальвация рубля, которая делает строительство производственной линии сейчас более затратным проектом, потому что большая часть оборудования является импортной, добавляет Шенк.

И все-таки у компании еще остается шанс выпустить продукт на рынок, считает Шабанов. В мире много примеров того, как создавался новый автомобиль, и путь к успеху ни у кого не был простым. «Например, Генри Форд в свое время запустил свой автомобиль далеко не с первой попытки – первые его автомобили были очень «сыры» и разваливались в прямом смысле слова на ходу. BMW, Mercedes-Benz, Audi и все мировые гиганты из сотен и порой тысяч своих задумок на выходе получают всего лишь один конкретный автомобиль», – говорит Шабанов.

«В мировой практике достаточно большое количество моделей, от производства которых отказываются до этапа запуска конвейера, просто, как правило, модель анонсируется уже после того, как принимается инвестиционное решение, а не до, как это было с «ё-мобилем», – резюмирует Шенк.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Россия объявила в розыск бывшего главу МВД Украины Арсена Авакова
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?