Экономика

20 февраля 2014, 14:33

Производство "ё-мобиля" отложили на неизвестный срок

Фото: ИТАР-ТАСС

Производство «народного автомобиля» от Михаила Прохорова в очередной раз откладывается. На этот раз дату появления «ё-мобиля» на российских дорогах никто не знает. Неудачи есть у любого мирового автогиганта. Однако о них никто не догадывается, потому что рекламировать новую модель до ее реального появления мало кто рискует.

Начало производства «ё-мобиля» в Петербурге откладывается на неопределенный срок, заявил в четверг председатель городского комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейскин.

Я думаю, что очень большие сложности с созданием нового автомобиля, это требует больших финансовых затрат

«Они обещали выйти на сборку в конце 2014 года и на серийное производство в начале 2015-го, думаю, эти планы серьезно откладываются на неопределенный срок. Я думаю, что очень большие сложности с созданием нового автомобиля, это требует больших финансовых затрат», – сказал Мейскин.

По его словам, правительство Петербурга задавало компании вопрос по поводу начала производства. «Из разговора стало очевидно, что проект, мягко говоря, задерживается», – говорит он. Впрочем, пока, по его словам, компания остается резидентом промзоны «Марьино».

Уже четыре года Прохоров пытается реализовать на практике свое детище – «народный автомобиль». Впервые о его разработке бизнесмен заявил еще в начале 2010 года. Сначала все шло довольно неплохо, хоть и амбициозно. В декабре 2010 года Прохоров представил три образца гибридного автомобиля, получившего название «ё-мобиль» – хэтчбэк, фургон и кросс-купе, правда, пока без «начинки». В 2011 году назвали вполне адекватные для народного автомобиля цены в 350–450 тыс. рублей. Начать серийное производство на заводе в Санкт-Петербурге собирались в конце 2012 года. Предварительно в мае 2011 года компания начала официальный прием онлайн-заказов на «ё-мобили», количество которых превысило 200 тыс.

Однако, когда подошел срок выпускать автомобиль с конвейера, оказалось, что не все идет так гладко, как «пиарится». В сентябре 2012 года «Ё-авто» вынужден был признать, что людям, которые сделали заказ на «ё-мобиль», придется подождать его появления на свет еще как минимум два года. Начало производства было перенесено на конец 2014-го – начало 2015 года, как было заявлено, из-за проблем с американским подрядчиком по выпуску кузова. Причем акционеры приняли карательные меры в отношении генерального директора «Ё-авто» Андрея Бирюкова из-за срыва сроков, уволив его и заменив на Андрея Гинзбурга, работавшего главным конструктором компании с самого начала проекта.

В связи с очередной просрочкой напрашивается логичный вопрос, лишится ли теперь Гинзбург своей должности. И с какими подрядчиками на этот раз возникли проблемы у «Ё-авто».

По ходу разработки народного автомобиля его проект неоднократно менялся. К примеру, в прошлом году решено было более чем в два раза сократить мощности будущего завода в Питере, первый камень которого был заложен еще в середине 2011 года. Изначально завод должен был выпускать по 90 тыс. автомобилей в год, теперь лишь 40 тыс. Причем в 2015 году хотели собрать всего 10 тыс. таких машин, в 2016–2017 годах – по 20 тыс., и только к 2018 году выйти на полную мощность в 40 тыс. авто. Причина такого решения – в необходимости оптимизации расходов, отмечал Гинзбург. При этом сервисные центры гибрида от Прохорова собирались открывать только в крупных городах.

Объявленная с самого начала цена «народного автомобиля» в 350 тыс. рублей по мере откладывания проекта также начала расти. Сначала она увеличилась до 500 тыс. рублей, потом стали говорить и вовсе об 1 млн рублей. Чем дальше переносятся сроки производства «народного автомобиля», тем выше шансы, что 1 млн будет недостаточно для рентабельности проекта и он просто разорит «Ё-авто». Однако доводить стоимость «ё-мобиля» до премиум-класса крайне опасно: желающих купить машину, разрекламированную как «эконом-класс», по цене дороже BMW и Mercedes-Benz, может не оказаться.

#{image=551961}Очередной срыв сроков производства портит не только и без того «подмоченную» репутацию «ё-мобиля», но и сильно бьет по «кошелькам» соинвесторов, того же Прохорова. В среднем себестоимость производства автомобилей каждый год растет на 11%, что и отражается в росте цен на конечный продукт. По грубым подсчетам, перенос производства с конца 2012 по 2015 год ведет к росту затрат на 33%, при этом получать хоть какие-то доходы компании еще не из чего. В итоге к 2015 году «народный автомобиль» может подорожать уже до 1,3 млн рублей, а к 2020 году приблизиться почти к 2 млн рублям.

Техническая концепция «сердца» автомобиля – двигателя – за это время также менялась несколько раз. Сначала на машины устанавливали поршневые двигатели немецкой компании Weber (она производит двигатели для снегоходов, например). Потом заявили об амбициозных планах использовать роторно-лопастные двигатели российского производства, работающие на природном газе. Потом, правда, снова вернулись к иностранным разработчикам.

Говорилось о возможностях использования и микротурбинных двигателей, и даже обычных двигателей внутреннего сгорания. В конце концов, было объявлено, что при испытании немецкой роторно-лопастной установки возникли проблемы, что неудивительно, ведь такие двигатели пока еще никто серийно не производит. А на питерском заводе решили выпускать «ё-мобили» с классическим гибридным двигателем, то есть технического открытия в области гибридов совершить не удалось.

Компании приходится постоянно сдвигать сроки потому, что идея изначально была амбициозна по срокам, считает эксперт банка «БКС Премьер» Антон Шабанов. «Разработать действительно новый автомобиль с нуля – это крайне сложный процесс, который зачастую требует возврата назад на определенном этапе и начала конструирования практически с нуля. На мой взгляд, просчеты были в этапах конструирования нового автомобиля, его инженерной и технической начинки», – говорит газете ВЗГЛЯД Антон Шабанов. И строительство завода оказалось не таким простым делом, как виделось, добавляет он.

Откладывание серийного производства говорит также о неуверенности в успехе проекта «ё-мобиля», особенно в нынешних условиях. «Модель уже готова, и существуют опытные образцы, однако строить производственную площадку и выводить модель на рынок сейчас экономически неоправданно», – считает Андрей Шенк из «Инвесткафе». «Из-за дороговизны деталей себестоимость автомобиля получается очень высокой, и конкурировать с дешевыми автомобилями с двигателями внутреннего сгорания невозможно, учитывая относительно невысокую стоимость топлива на российском рынке», – объясняет он.

Кроме того, российский автомобильный рынок переживает не лучшие времена – продажи в январе упали на целых 6% к январю 2013 года. Не добавляет оптимизма и девальвация рубля, которая делает строительство производственной линии сейчас более затратным проектом, потому что большая часть оборудования является импортной, добавляет Шенк.

И все-таки у компании еще остается шанс выпустить продукт на рынок, считает Шабанов. В мире много примеров того, как создавался новый автомобиль, и путь к успеху ни у кого не был простым. «Например, Генри Форд в свое время запустил свой автомобиль далеко не с первой попытки – первые его автомобили были очень «сыры» и разваливались в прямом смысле слова на ходу. BMW, Mercedes-Benz, Audi и все мировые гиганты из сотен и порой тысяч своих задумок на выходе получают всего лишь один конкретный автомобиль», – говорит Шабанов.

«В мировой практике достаточно большое количество моделей, от производства которых отказываются до этапа запуска конвейера, просто, как правило, модель анонсируется уже после того, как принимается инвестиционное решение, а не до, как это было с «ё-мобилем», – резюмирует Шенк.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о прямом участии НАТО в конфликте на Украине

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны НАТО полностью включились в конфликт на Украине, отметив возможность его эскалации.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?