Еще в понедельник, до начала резкого обострения ситуации, Россия обещала выделить Украине на этой неделе второй транш кредита, выкупив украинские евробонды на 2 млрд долларов из обещанных 15 млрд. Однако разгоревшийся во вторник кризис может оставить страну без средств к существованию и ускорить наступление дефолта.
Для Украины средства ФНБ – все равно что для России последний транш кредита МВФ в июле 1998 года. Мы также всеми силами добивались этих денег
Российские власти теперь не могут дать точную информацию о предоставлении Украине второго транша кредита на 2 млрд долларов из российского Фонда национального благосостояния. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Очевидно, в ситуации, когда экстремисты устраивают то, что происходит на Украине, урегулирование именно этой ситуации является приоритетом», – отметил он, передает ИТАР-ТАСС.
Украине нужны деньги на погашение дефицита бюджета, который на начало года составил почти 10 млрд долларов, на социальные выплаты, а также на погашение огромных внешних долгов. Украина должна не только МВФ, но и Газпрому за потребленный в 2013 и в этом году газ. На прошлой неделе Нафтогаз часть долга в 2,63 млрд долларов за 2013 год и 0,66 млрд долларов за январские поставки уже отдал, говорится в проспекте евробондов Украины.
«Для Украины средства ФНБ – все равно что для России последний транш кредита МВФ в июле 1998 года. Мы также всеми силами добивались этих денег, хотя от дефолта они нас не спасли», – говорит газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента ИК «Регион» Вайсберг.
«Если бы российского кредита не было, то Украина уже объявила бы дефолт по своим долгам в Европе и заморозила зарплату бюджетникам, пенсии, пособия и так далее», – отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Кстати, в среду с Украины уже пришли сообщения о том, что зарплаты бюджетников как минимум задерживаются.
В конце декабря Киев уже получил от России первый транш кредита на 3 млрд долларов, что реально спасло страну от надвигающегося дефолта. Однако за неполные три месяца Украина уже второй раз оказалась на пороге финансового краха.
В среду массовые протесты в Киеве в очередной раз подняли стоимость страховки от дефолта (кредитно-дефолтных свопов) по государственным облигациям Украины с погашением в июне на 27 базисных пунктов до 1225 базисных пунктов. В итоге риск дефолта Украины по июньским бондам превысил 61%, передает Bloomberg.
Некоторые дают Украине всего неделю до дефолта. «Сегодня государство имеет запас финансов буквально на неделю. Если сегодня не будет решен вопрос мирным путем, то через неделю мы попадаем не в технический дефолт, а в настоящий. Вы гляньте, что происходит с долларом», – заявил накануне поздно вечером на местном телевидении народный депутат от фракции ВО «Свобода» Михаил Блавацкий. «Через неделю мы будем обречены на то, что на Украине уже нечем будет править и некем управлять», – подчеркнул он.
Экономисты подтверждают, что угроза дефолта на Украине реальна, если страна не получит финансовой помощи от России или Евросоюза. Последнее, правда, маловероятно. Однако Вайсберг считает, что это случится не так скоро: в течение нескольких недель дефолта еще не будет, полагает экономист.
Впрочем, помощь Украине деньгами может оказаться уже бесполезным занятием. «Я полагаю, что ни 2 млрд, ни 15 млрд долларов Украину не спасут, а лишь отсрочат финансовый кризис. Для модернизации экономики им нужно не менее 50–60 млрд долларов. Почти столько же, сколько мы потратили на Олимпиаду», – говорит Дмитрий Лукашов.
«Сейчас ситуация на Украине напоминает то, что было в России в 1998 году. Только у нас были и есть нефть и газ, а на Украине этого нет, нельзя найти того, что не дано от природы. Поэтому им будет тяжелее запустить восстановление экономики», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Затянувшийся политический кризис уже негативно отразился на экономике страны, а сегодняшние события в Киеве могут нанести ей окончательный удар, предупреждает депутат Верховной рады АРК Александр Баталин. В частности, у Украины серьезные проблемы с продажей продукции даже внутри страны.
«Уже сейчас сверху мы чувствуем отсутствие финансирования по важнейшим государственным заказам, как внутренним, так и на экспорт. Все это, естественно, отразится на выполнении бюджета, и, как следствие, будут проблемы с выплатами заработных плат бюджетникам, пенсий пенсионерам и всех других социальных гарантий, которые взяло на себя государство», – считает он.
У Украины хроническое отрицательное внешнеторговое сальдо, которое находится в районе 14–16 млрд долларов, а госдолг ежегодно растет на 20–25%. Только в 2014 году Украине необходимо выплатить по госдолгу 140,3 млрд гривен, или 16,2 млрд долларов. Золотовалютные резервы Украины в январе сократились до 17,8 млрд долларов и покрывают теперь менее трех месяцев импорта – это минимальный комфортный уровень, указывает Валерий Вайсберг.
Торговый дефицит и рост госдолга остаются одними из главных факторов давления на курс гривны, а кровавые волнения в итоге добивают национальную валюту. В среду беспорядки резко обвалили гривну и рынок акций. Так, курс евро к украинской гривне на межбанковском рынке вырос до 12,45 гривны, превысив исторический максимум кризисного августа 2009 года. Курс гривны к доллару опускался до 9,1 гривны, потом, правда, скорректировался чуть ниже. Осталось совсем немного до исторического минимума, который был зафиксирован в декабре 2008 года, когда доллар стоил дороже 10 гривен. Акции украинских компаний также падают, инвесторы продолжают активно распродавать активы, опасаясь эскалации силового противостояния в стране.
Если рынок акций на Украине достаточно маргинальный, поэтому серьезного влияния на экономику не окажет, то вот девальвация гривны будет весьма значительной, указывает Вайсберг. С одной стороны, по его словам, это позволит оживить экспортно-ориентированные производства, однако с другой – отбросит на годы назад банковскую систему и потребительский спрос. «Значительный рост инфляции маловероятен, так как на Украине инфляция – более рыночное явление, чем в России. Но покупательная способность граждан, безусловно, упадет», – добавляет экономист.
Тем временем из-за событий в стране стало сложнее строить диалог с инвесторами, которые прекратили инвестировать в ранее намеченные инновационные программы, говорит Баталин. Кроме того, по его словам, Украине пришлось приостановить ряд инновационных проектов, связанных не только с оборонными заказами, но и с развитием отраслей народного хозяйства. «Сегодня мы практически не реализуем целый ряд энергосберегающих инновационных программ. Все это было заложено в наших планах на 2014 год. К сожалению, он начинается волнительно, и, естественно, это отразится на нашей экономике», – говорит Баталин, который призывает жителей страны дать резко отрицательную оценку действиям участников столкновений в Киеве.