Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о приватизации компаний ОАО «Международный аэропорт Внуково» и ОАО «Аэропорт Внуково». Прекращение госучастия в уставных капиталах обеих компаний предусмотрено до 2016 года, говорится в документе, размещенном 5 января на сайте правительства. Сейчас из трех московских аэропортов частным является только Домодедово.
Осуществление приватизации позволит увеличить объем поступлений в федеральный бюджет
Государству принадлежит 74,7353% «Аэропорта Внуково» (терминал А) и 25% плюс одна акция в «Международном аэропорту «Внуково» (терминал В). Остальные акции в руках у частных компаний ОАО «Внуково-инвест» и ОАО «Авиационно-нефтяная компания», конечными бенефициарами которых называют Виталия Ванцева и его партнеров, но кто эти партнеры и каковы их доли, достоверно неизвестно. Частные активы зарегистрированы в офшорах.
Для организации приватизации была выбрана и утверждена компания ООО «Ренессанс Брокер». Как поясняется в документе, эта компания отобрана «в соответствии с порядком, утвержденным Минэкономразвития России, исходя из опыта организации и критерия наименьшего размера вознаграждения за организацию продаж».
«Осуществление приватизации находящихся в федеральной собственности акций акционерного общества позволит увеличить объем поступлений в федеральный бюджет от приватизации...» – говорится в распоряжении.
Ранее Минфин жаловался, что, согласно расчетам налоговой и таможенной служб, федеральный бюджет России в период с 2014 по 2016 год может недополучить около 1 трлн рублей. При этом объемы приватизации также в этом прогнозе уменьшены по сравнению с тем, что заложено в проект бюджета на ближайшую трехлетку. В Минфине подтверждали, что есть риски недополучения доходов от приватизации.
Покрывать образующийся дефицит Минфин в случае развития такого сценария событий собирается за счет средств Резервного фонда, который составляет 4,2% ВВП. Из-за напряженной ситуации с поступлением доходов ряд статей бюджета России на следующие три года уже был сокращен. Поэтому увеличение доходов от расширения приватизации для российского бюджета – положительная новость.
Также приватизация компаний аэропорта, как говорится в распоряжении Медведева, «создаст условия для изменения модели корпоративного управления».
Еще в 2011 году чиновники стали обсуждать идею объединения аэропортов московского авиаузла (МАУ). Первоначально планировалось, что в одну компанию будут объединены только два аэропорта – Шереметьево и Внуково. Однако на совещании по развитию Московского авиаузла в июле 2013 года было принято другое решение – объединить все компании, работающие на территории каждого из трех московских аэропортов (Шереметьево, Внуково и Домодедово), в одно юрлицо.
Как пояснял тогда министр транспорта РФ Максим Соколов, для управления развитием аэропортов Москвы будет создана единая госкомпания. По его словам, имущество РФ в виде взлетных полос и других частей аэропортовых комплексов будет сначала консолидировано, а потом передано в концессиональное управление. Госкомпания будет заниматься контролем того, как концессионер использует взятое имущество и насколько это соответствует заключенным соглашениям.
В соответствии с поручением президента в каждом аэропорту Московского авиационного узла будет создана управляющая компания (оператор аэропорта), в которой должно быть консолидировано имущество, говорится также и в распоряжении премьера. В отношении аэропорта Внуково для консолидации активов наряду с ОАО «Международный аэропорт Внуково» и ОАО «Аэропорт Внуково» рассматриваются такие активы, как ЗАО «Авиационно-топливная компания», ЗАО «Топливно-заправочный сервис», ЗАО «Внуковская инвестиционная компания», ОАО «Внуково-инвест» и ООО «Авиатехинвест», отмечается в документе.
В состав московского авиаузла в обозримой перспективе может войти также четвертый аэропорт, который, возможно, сосредоточится на развитии лоукост-перевозок, говорил Соколов. Осенью Минтранс в докладе президенту предложил выбрать из пяти аэропортов место для базирования авиации с дешевыми билетами. В их числе три московских аэропорта – Домодедово, Шереметьево и Внуково, а также два подмосковных – аэродром Раменское, расположенный между городами Раменское и Жуковский, и проектируемый аэропорт Ермолино в Калужской области, который находится на границе с Новой Москвой. При этом «Аэрофлот» считает приоритетным аэропортом для базирования своего нового перевозчика Домодедово.
Четвертый аэропорт, а также объединение московских аэропортов под одной управляющей компанией, по мнению чиновников, не только повысит инвестиционную привлекательность аэропортов, но и позволит найти средства для их развития. Проблема в том, что три основных московских аэропорта (Внуково, Домодедово и Шереметьево) не смогут в перспективе до 2030 года полностью удовлетворить увеличившийся спрос.
Эксперты Минтранса подсчитывали, что к 2030 году пассажиропоток через МАУ увеличится с нынешних 64 млн человек практически втрое – до 180 млн человек. С учетом модернизации системы организации воздушной системы максимальная пропускная способность составит всего 144 млн человек. То есть пассажиропоток не уложится в рамки существующих аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово.
Сейчас конкуренция трех столичных аэропортов делает государственные инвестиции менее эффективными, а под условную монополию трех столичных аэропортов с рынка гораздо проще будет привлекать средства, считает главный редактор портала «Авиапорт» Олег Пантелеев. А денег на развитие московских аэропортов требуется очень много.
Общий объем инвестиций в развитие аэропортов московского авиаузла до 2030 года оценивается в 520 млрд рублей, подсчитывали эксперты-консультанты российского правительства. Из них 320 млрд рублей необходимо направить на развитие внешней наземной инфраструктуры – автомобильных и железных дорог, а также аэродромов.
Согласно отчету, из бюджетов разных уровней должен быть выделен 151 млрд рублей, из них 90 млрд рублей – на инфраструктуру. Однако не хватает еще 360 млрд рублей (из них 218 млрд рублей – на инфраструктуру), которые предлагается найти в виде заемного финансирования. Консультанты предполагают, что для развития аэропортов будут использоваться прямые займы, выпуск облигаций, средства Пенсионного фонда, инвестиционных фондов и частных инвесторов.
Минтранс оценивал нехватку денежных средств для развития московского авиаузла в 220 млрд рублей, которые придется привлекать за счет внебюджетных источников.