Экономика

29 августа 2013, 19:40

Авиапромышленность России начала восстанавливаться

Фото: РИА "Новости"

МАКС-2013 демонстрирует рост заказов российской гражданской авиатехники. Особым спросом пользовались новинки – SSJ-100 и МС-21. Более того, есть надежда, что объемы производства уже в ближайшее время вырастут еще больше. Однако пока восстановление авиаотрасли происходит все-таки слишком медленно.

В ходе авиасалона МАКС-2013 Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заключила контрактов в общей сложности на 12 млрд долларов, сообщил в четверг президент корпорации Михаил Погосян. По его словам, в ходе авиасалона в подмосковном Жуковском корпорация заключила контракты на производство 173 гражданских самолетов общей стоимостью 9 млрд долларов, плюс ряд сервисных контрактов в интересах Минобороны на 3 млрд долларов, передает ИТАР-ТАСС.

Во многом рост объемов заказанных гражданских самолетов обусловлен переводами договоренностей в твердые контракты

Самым крупным военным соглашением стал трехлетний контракт на обслуживание авиатехники, находящейся в оперативном управлении Минобороны, как раз на 3 млрд долларов. ОАК займется сопровождением авиатехники на протяжении всего жизненного цикла – от поставок до утилизации. По словам Погосяна, ОАК и Минобороны законтрактовали уже порядка 70% от госпрограммы вооружения, рассчитанной до 2020 года. В этом году корпорация поставила ведомству 65 боевых авиакомплексов, а в следующем году цифра будет еще больше.

На сегодня портфель заказов на боевую авиатехнику для Министерства обороны составляет свыше 300 единиц, а общий объем заказов в рамках госпрограммы вооружений составит порядка 600 самолетов, отметил Погосян.

Впрочем, как и на МАКС-2011, в этом году не было заключено ни одного контракта на военную технику. Хотя было подписано два дополнительных соглашения между российской самолетостроительной корпорацией МиГ и индийской компанией Basant Aerospace Privet Limited по созданию в Индии сервисных центров общей стоимостью 55 млн долларов.

Ставка на гражданскую авиацию

Зато объем заказов на гражданские самолеты вырос. Для сравнения: на предыдущем авиасалоне (МАКС-2011) ОАК заключила контракты на производство 124 гражданских самолетов стоимостью 7,5 млрд долларов. Таким образом, два года назад ОАК было заказано собрать почти на 50 гражданских самолетов меньше, чем на этот раз, а стоимость гражданских заказов была на 1,5 млрд долларов меньше.

Михаил Погосян пояснил, что заключенные контракты пришлись поровну на SSJ-100 и МС-21. По его прогнозу, объем производства корпорации составит более 10 млрд долларов к 2015 году и 15 млрд долларов – к 2020 году. Причем основными драйверами роста станут «транспортная и гражданская авиация, которые играют более серьезную роль в общей структуре производства корпорации».

После сообщений СМИ о том, что ОАК собирается в течение следующих 15 лет сократить долю производства военной авиатехники более чем в три раза – с 80% до 25% – Погосяну пришлось выступить с дополнительными пояснениями.

«С удивлением прочитал, что доля военной авиации будет сокращаться. Безусловно, при росте объемов производства общий объем производства военной авиатехники также возрастет, но с учетом того, что транспортная и гражданская авиация начнут играть существенно более серьезную роль в общей структуре производства ОАК, безусловно, относительная доля боевой авиации упадет», – пояснил Погосян, передает РИА «Новости». Но этот факт не говорит о сокращении общих объемов производства боевых самолетов в РФ, особенно подчеркнул Михаил Погосян.

За три дня работы МАКСа предприятия ОАК увеличили портфель заказов (включая меморандумы о намерениях) на самолеты Sukhoi Superjet 100 – на 77 штук, на перспективные магистральные МС-21-300 – на 82 машины. Портфель твердых заказов на SSJ-100 до МАКСа-2013 составлял более 170 самолетов. Портфель заказов (общий) на МС-21 в версиях МС-21-200 и МС-21-300 до авиасалона – 250 машин.

При этом стоимость всех контрактов по МС-21 оценивается в 6,7 млрд долларов. Значит, на SSJ-100 приходятся оставшиеся 2,3 млрд долларов (из общих 9 млрд). При этом каталожная стоимость МС-21 – около 83 млн долларов, а цена SSJ-100 составляет 35,4 млн долларов в базовой версии и 36,2 млн долларов в версии LR – с увеличенной дальностью полета. Но, скорее всего, некоторые заказчики получили скидки.

Так, SSJ-100 заказали авиакомпания «ЮТэйр», лизинговая компания «Ильюшин финанс» (для заказчиков в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке), Рособоронэкспорт (в версии VIP) и «Сбербанк Лизинг» (для передачи лайнеров в аренду потенциальным заказчикам). МС-21 заказали «ВЭБ-лизинг», который передаст их в лизинг авиакомпаниям «Трансаэро» и «ЮТэйр», а также «Ильюшин финанс» и «ИрАэро».

Встаем с колен очень медленно

«Абсолютное большинство новых заказов на российские гражданские самолеты пришлось на SSJ-100 и МС-21. Однако во многом рост объемов заказанных самолетов обусловлен переводами договоренностей в твердые контракты», – указывает аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. Например, в твердый контракт были переведены заказы на 10 МС-21 для «ИрАэро», 30 МС-21 для «ВЭБ-Лизинга». В твердый контракт также был переведен предварительный заказ «ЮТэйра» на 6 SSJ-100.

«Заключенные контракты, по которым получателями самолетов являются ведущие российские авиакомпании, свидетельствуют о том, что перевозчики готовы эксплуатировать российскую авиатехнику. Это дает надежду на то, что проекты российского авиастроения не станут провальными, однако не создает безусловных предпосылок для всестороннего восстановления авиастроительной отрасли», – считает Юрова.

«Развал Советского Союза оказал негативное влияние на нашу гражданскую авиацию, которая ушла в пике. Сейчас мы из него потихоньку выползаем, о чем говорят сами цифры. Однако рост контрактов на производство самолетов ОАК начался не из-за того, что появились новые модели типа SuperJet-100, а из-за глубокой модернизации более старых машин. И это обосновано тем, что тот же SSJ часто ломался при эксплуатации. Вряд ли это является хорошей рекламой для нашего авиапрома», – говорит газете ВЗГЛЯД управляющий партнер «2К Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский.

Поэтому он тоже считает, что пока рано говорить о том, что российская гражданская авиация постепенно встает с колен.

В целом производство гражданской авиатехники в России, конечно, увеличивается. «Однако абсолютные цифры сложно назвать впечатляющими», – говорит Алла Юрова. В 2010 году в России было произведено 10 магистральных гражданских самолетов, в 2011-м – 11, в 2012-м – 20 (из них 12 самолетов SSJ-100). «С такими объемами говорить о серийном производстве несколько преждевременно», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Однако ОАК планирует существенно увеличить объемы производства, в частности SSJ-100. Так, в 2013 году обещают собрать 26 самолетов этого типа (и 40 всех гражданских самолетов), в 2014-м темпы производства должны увеличить в полтора раза – до 40 машин, а с 2015 года, исходя из контрактов, – до 60–70 самолетов в год. Таким образом, чтобы удовлетворить потребности всех заказчиков вовремя, необходимо выпускать по 5–6 самолетов SSJ-100 в месяц. Пока же ОАК только в этом июле пообещала выйти на темпы производства – всего 3 самолета в месяц.

Серийное производство МС-21 планируется начать в 2020 году и собирать сначала по 50 самолетов в год, а к 2022 году достигнуть максимальной мощности в 84 самолета в год.

При этом военная авиатехника производится в куда больших объемах. Так, в 2010 году предприятия ОАК выпустили всего 74 воздушных судна (и военных, и гражданских), в 2011 году – 102, в 2012-м – около 120 самолетов. При этом с 2015 года корпорация планирует производить всего более 200 самолетов в год (хотя ранее говорили, что это произойдет уже в 2014 году).

«Да, в 1998 году мы произвели только 20 самолетов, а сейчас эта цифра колеблется в районе 120 (и военных, и гражданских самолетов – прим. ВЗГЛЯД). Скорее всего, эта цифра будет расти и дальше. Однако у нашей гражданской авиации есть существенная проблема: морально и физически устаревшая техника, а также устаревшая бизнес-модель и нехватка ключевых в современных условиях компетенций», – считает Иван Андриевский.

Несмотря на это, отечественные самолеты летают не только в России, но и за рубежом. К примеру, в структуре заказов на SSJ-100 порядка половины приходится на иностранных заказчиков, указывает Юрова. Причем поставки этой новинки уже начались мексиканской и индонезийской авиакомпаниям. Правда, покупателями, кроме российских авиакомпаний, выступают пока только страны третьего эшелона из Юго-Восточной Азии. В частности, Индия и Куба, есть заказы из Лаоса, Индонезии и Вьетнама.

При этом для российских компаний создаются благоприятные условия, стимулирующие их покупать отечественное, а не западное. Перевозчики, которые покупают российскую авиатехнику, часто используют схему финансового лизинга. При этом по обновленным правилам предоставления субсидирования лизинговых платежей авиакомпании могут получить субсидии, в частности на SSJ-100 и Ан-148.

Кроме того, органы власти обсуждают введение компенсации на покупку этих судов. А к началу следующего года ОАК и Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций планируют разработать специальную систему страхования экспортных кредитов на приобретение SSJ-100 иностранными компаниями. «Подобные же механизмы могут быть применены и к МС-21», – не исключает Юрова.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

США подтвердили предупреждение от России «незадолго до запуска» «Орешника»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?