«Компания Nissan Motor обещает, что мы будем в состоянии вывести на рынок доступные, энергоэффективные, полностью самоуправляемые автомобили к 2020 году», – заявил заместитель председателя правления Nissan Motor Энди Палмер.
Процесс вывода автомобилей с автопилотом на массовый рынок столкнется с целым рядом сложностей
Работы идут полным ходом. Японская фирма в рамках проекта сотрудничает с ведущими мировыми университетами, в том числе с Массачусетским технологическим институтом, Стэнфордским университетом и Токийским университетом. К следующему году Nissan построит полигон для испытания тестовых моделей нового автомобиля, передает РИА «Новости».
«В 2020 году впервые в истории у нас будет машина, в которой вы сможете сидеть на месте водителя, сложив руки, скрестив ноги, и которая доставит вас туда, куда вам хочется», – сказал Энди Палмер.
Многие основные игроки на авторынке, например Mercedes-Benz и Continental, развивают автоматизированные технологии в течение долгих лет. И некоторые из них внедрены в существующие современные машины, такие как экстренное торможение, сохранение определенной дистанции между автомобилями и помощь при парковке. Но система автопилота, казалось, еще очень далека от реализации.
Но в 2010 году автомобильная общественность была шокирована тем, что удалось сделать компании Google, в общем-то, далекой от авторынка. Она провела полевые испытания автомобиля, управляемого без участия человека. И сейчас Google активно занимается этим проектом, в прошлом году в компании обещали, что автомобили с автопилотами появятся на дорогах через десять лет. Для тестов Google использует модели Toyota Prius и Audi TT, набив их собственной электроникой. «Наша индустрия всегда восприимчива к событиям, которые происходят вокруг нее. Google – реальное подтверждение того, что мы на верном пути», – сказал Палмер.
Пока автоматизированным «гугломобилям» запрещено выезжать на широкие трассы. Некоторые штаты, такие как Калифорния, разрешают им ездить на определенных и жестко контролируемых участках, передают Вести. Сейчас в Google заняты разработкой такси, которые будут ездить по городским дорогам самостоятельно, без участия водителя.
И все же заявление Энди Палмера – это первое официальное обещание автопроизводителя, что машины на автопилоте будут произведены к вполне определенному сроку и станут доступны на массовом рынке. В 2007 году Nissan пообещал, что представит доступный массовому потребителю электрокар в 2010 году. Так и случилось, сейчас Nissan Leaf – самый продаваемый в мире электромобиль, пишет Financial Times.
Впрочем, ранее о готовности поставить автопилот на все свои модели к 2020 году говорили и в Volvo. Эта компания также активно занимается проектом и уже делала успешные тесты: в Испании караван из машин с автопилотом, ведомый грузовиком с профессиональным водителем, проехал 200 километров за один день. А вместе с Google компания разрабатывает систему самостоятельного паркинга.
Процесс вывода автомобилей с автопилотом на массовый рынок столкнется с целым рядом сложностей. Главная из них – высокая стоимость технологии. К примеру, электронная начинка в Toyota Prius и Audi TT от Google в разы превышает стоимость самих автомобилей.
Кроме того, есть законодательные ограничения. В первую очередь они связаны с позицией страховых компаний, которые должны согласиться страховать машины на автопилоте. С этим могут быть сложности. «К примеру, если в ДТП попали две или три таких машины, то как можно будет определить, кто виноват. Сейчас ответственность несет водитель. А если вы доверяете автопилоту, то к кому направлять претензии?» – сказал газете ВЗГЛЯД заведующий отделом «Новинки техники» журнала «За рулем» Максим Сачков.
Но в Nissan осознают проблему. «Что известно. Известно, что у нас есть технологии, у нас есть возможности и у нас есть ценовая структура, которая, как мы думаем, будет работать. Неизвестной остается правовая база. Но она будет меняться от страны к стране. В некоторых странах будет легче, в других – сложнее», – сказал Энди Палмер.
В вопросе появления автомобилей с автопилотом в России много сложностей, поэтому прогнозировать, когда они здесь появятся, затруднительно. «Даже если они будут адаптированы к нашему движению, что на самом деле не так уж сложно, такие автомобили смогут передвигаться по частично подготовленным трассам, – говорит Максим Сачков. – Невозможно сделать машину так, чтобы она ориентировалась как человек».
По его словам, если будут такие специальные дороги, то и автомобили появятся. Кроме того, тот же самый вопрос с юридической ответственностью в России надо будет решать. «Кроме специальных дорог, автомобиль на автопилоте должен быть не один, они должны начать выпускаться серийно. Этого можно ждать, поскольку множество компаний работает над такими проектами, причем совместно. Но их передвижение должно быть поддержано специальной инфраструктурой», – отметил Максим Сачков.