В Новосибирске рассмотрели проект строительства Барабинского нефтеперерабатывающего завода, который сможете перерабатывать 3 млн тонн нефти ежегодно и выпускать бензин стандарта «Евро-5» и другие нефтепродукты, сообщает региональное правительство.
Любые остановки, профилактики в Омске отражаются на поставках топлива в Новосибирск, и все время речь идет о дефиците
Стоимость нефтеперерабатывающего завода оценивается в 45 млрд рублей (1,4 млрд долларов). За пять лет он должен окупиться. Под НПЗ подготовлен участок площадью 185 га в Куйбышевском районе Новосибирской области.
Проектированием нового завода займется омское НПО «Мостовик», а генеральным подрядчиком выступает Сибакадемстрой. Однако сроки начала строительства пока не уточняют. Поставщиками нефти для Барабинского НПЗ станут, в частности, Сургутнефтегаз и Транснефть.
Это будет первое в Новосибирске производство бензина и дизельного топлива. Сейчас в Новосибирской области нет собственных крупных НПЗ, она является дефицитным регионом в плане снабжения топливом.
На розничном новосибирском рынке доминирует Газпромнефть, которая привозит бензин с Омского НПЗ. С этого завода поставляется от 75% до 100% потребляемого в области бензина, указывает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.
«Любые остановки, профилактики в Омске отражаются на поставках топлива в Новосибирск, и все время речь идет о дефиците в поставках. Одним из следствий этих проблем является появление на рынке большого числа низкокачественного (поддельного) бензина», – добавляет эксперт.
У Газпромнефти 130 АЗС в Новосибирской области и Алтайском крае. По экспертным оценкам, компания занимает примерно 40% рынка АЗС. В 2012 году ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» по всем каналам сбыта реализовало 1,4 млн тонн нефтепродуктов в регионе.
В декабре 2012 года в Новосибирскую область пришел «Лукойл», открыв первую АЗС. В планах компании – покупка местной сети АЗС и доведение числа заправок в регионе до 20 в этом году. Поставщиком для «Лукойла» должен стать Ачинский НПЗ в Красноярском крае, который в ближайшие годы освоит выпуск топлива стандартов «Евро-4» и «Евро-5».
Розничные цены на ГСМ в Новосибирской области в последние годы оставались выше, чем в большинстве регионов Западной Сибири. Доступ «Лукойла» на монополизированный Газпромнефтью новосибирский рынок – это попытка властей усилить конкуренцию и сдержать рост цен на бензин. Правда, пока приход нового сильного игрока ситуацию на рынке сильно не изменил.
Так, в мае 2013 года цены на бензин и дизтопливо в Новосибирской области выросли на 13,4% по сравнению с маем 2012 года (данные Новосибирскстата). Средняя цена за литр бензина марки АИ-92 в мае 2013 года составила 27,52 рублей, АИ-95 – 29,71 рублей, дизтоплива – 30,06 рублей. Лидером по уровню цен на дизельное топливо и все марки автомобильного бензина в Сибирском федеральном округе остается Забайкальский край, самые низкие цены на дизельное топливо и бензин марки АИ-92 зафиксированы в Омской области, а на автомобильный бензин АИ-95 – в Алтайском крае.
Строительство собственного НПЗ в регионе – следующая попытка новосибирских властей решить проблемы с дефицитом и ценами на бензин.
Однако судьба НПЗ все еще под вопросом из-за отсутствия финансирования. По данным региональных властей, вопрос финансирования проекта сейчас решается с одним из банков и участниками нефтяной отрасли. Кто может выступить инвестором, не сообщается.
«Безусловно, этот проект важен для развития Барабинско-Куйбышевской зоны и интересен для региона в целом», – заявил замгубернатора Новосибирской области Андрей Ксензов. Однако, по его мнению, необходимо сначала наладить контакт с поставщиками. «При наличии четко выстроенных отношений с заказчиками и инвесторами проект будет вынесен на инвестиционный совет при губернаторе», – добавил он.
Согласно данным Автостата, потребление топлива в Новосибирской области составило 1,32 млн тонн в 2011 году (это 2,1% от российского потребления). «Поэтому мощностей нового НПЗ по переработке 3 млн тонн нефти в год хватит не только Новосибирску и области, но и остальным регионам вокруг, в том числе Алтайскому краю», – говорит Олег Душин. Для сравнения: Омский НПЗ произвел в 2012 году 4,7 млн тонн бензина.
По мнению эксперта, благодаря появлению первого НПЗ в Новосибирской области напряжение из-за дефицита топлива должно полностью уйти, а цены – снизиться.
Однако резкого падения стоимости бензина новосибирцам ждать не стоит, потому что на цену влияет не только отсутствие конкуренции и собственных нефтеперерабатывающих мощностей. «Нефтепроизводители также сталкиваются с ростом издержек, а с другой стороны, цены на мировом рынке на нефть высокие. Растет и потребление бензина по стране, так что цены растут в ответ на рост спроса автомобилистов», – отмечает Душин.