Розничные цены на молоко в этом году могут увеличиться не менее чем на 10% в России, предупреждает председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко.
Причина в объективной экономической ситуации, которая привела к тому, что отечественная продукция стала замещаться импортной
Россияне стали больше покупать импортной молочной продукции, нежели отечественной, но не потому, что их предпочтения изменились, считает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. «Причина не в изменении покупательских предпочтений, а в объективной экономической ситуации, которая привела к тому, что отечественная продукция стала замещаться импортной», – говорит газете ВЗГЛЯД Андрей Даниленко.
Это произошло в результате целого ряда факторов: из-за присоединения к ВТО, изменения господдержки молочной отрасли и засухи 2012 года, отмечает эксперт.
Так, после вступления в ВТО объем импорта в нашу страну увеличился: по сливочному маслу – на 80%, по сырам и творогу – на 8%, по молоку – на 14%.
«Снижение пошлин в рамках ВТО привело к снижению цен на импортную продукцию, которая стала более конкурентоспособной. При этом традиционно более высокая господдержка молочной отрасли в Европе и США и так дает импорту дополнительное преимущество. Одновременно с этим засуха 2012 года привела к резкому росту цен на корма, российские производители стали на них экономить, из-за чего снизились надои. Отечественным компаниям пришлось сократить поголовье скота, потому что его стало невыгодно содержать», – рассказывает Даниленко.
Все это привело к тому, что производство сырого молока в сельхозпредприятиях сократилось на 5% по итогам пяти месяцев 2013 года. Это официальная оценка Росстата, а по оценке Союзмолока, падение составило все 10%.
«В первую очередь пострадали производители молокоемких продуктов – масла и сыра, им стало не хватать молока. Если по цельномолочной продукции наблюдается небольшой рост производства – на 3–4%, то производство сыров снизилось на 10%, а сливочного масла – на 3–4%. Чтобы заполнить образовавшийся вакуум, увеличился объем импорта», – указывает Даниленко.
По его словам, дефицит сырого молока доказывает и тот факт, что в июне месяце – а это период «большого молока» – цены практически не снизились по сравнению с январем, когда они традиционно на пике.
«Сейчас российские производители молока балансируют на грани рентабельности. В какие-то годы выходят в небольшой плюс, в другие – в минус. В Европе и США уровень рентабельности производителей молока находится на уровне 10–20%. Сейчас себестоимость производства литра молока в России в среднем составляет 14–15 рублей на литр», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Чтобы обеспечить рентабельное производство по рыночным правилам, сельхозпроизводитель должен поднять цены. «Но это приведет к росту стоимости социально значимой молочной продукции в рознице и падению спроса на нее. Это отразится на ценах на сырое молоко, которые упадут, и на объемах производства, которые снова пойдут вниз. Получается замкнутый круг», – рассуждает эксперт.
Второй вариант – увеличить господдержку, что реально поможет увеличить объемы производства. Ключевой мерой поддержки должно стать увеличение субсидии на один литр сырого молока до 5 рублей вместо 1–2 рублей сейчас. Причем субсидии должны равномерно распределяться для производства сырого молока как высшего, так и первого сорта.
«Субсидии в 5 рублей на литр молока дадут производителям гарантии на получение определенного уровня рентабельности. Это обеспечит оптимальный рацион для животных и увеличит надои. Это также поможет сократить период окупаемости инвестиционных проектов в отрасли с 15 до 7–8 лет, что сделает более привлекательным для инвесторов этот сектор экономики», – говорит глава Союзмолока.
Себестоимость молочной продукции в России в разы выше, чем в Европе, поэтому отечественные молочные продукты дороже, чем импортные, соглашается представитель компании-производителя сливочного масла «Лав продукт» Татьяна Карлина. «В России сельское хозяйство уже давно в упадке: слишком большие затраты на единицу продукции, устаревшие методы и оборудование, дорогие и некачественные корма. Выдаются недостаточные субсидии на восстановление и поддержание молочных ферм. Все это сказывается на себестоимости», – отмечает Татьяна Карлина.
«В связи с вступлением в ВТО еще больше молочных ферм вынуждены будут закрыть свои производства. Так как затраты на производство продукции слишком велики, а цены неконкурентоспособны. Сбыть более дорогой отечественный товар становится все сложнее. Крупные производственники будут повышать цены на сырье, так как спрос пока еще сохранился, отечественным переработчикам тоже хочется кушать», – говорит Карлина.
Импортные молочные продукты стоят дешевле отечественных, потому что у них лучше условия для работы. К примеру, новозеландское сливочное масло стоит меньше отечественного. Объясняется это тем, что издержки новозеландских сельхозпроизводителей существенно ниже, так как у них есть возможность круглый год содержать скотину на вольном выпасе, а российские вынуждены практически половину года содержать животных в закрытых отапливаемых помещениях и кормить заранее заготовленными кормами, объясняет аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко.
Во-вторых, расходы на логистику у новозеландцев не выше, чем у отечественных компаний. «Доставка морским транспортом, самым дешевым в мире, зачастую выходит сопоставимой по стоимости с логистикой, опирающейся на наши не всегда идеальные дороги и автотранспорт», – говорит эксперт ИХ «Финам». Плюс более высокая цена за элитные сорта российского масла обусловлена еще и хорошей репутацией российских брендов, добавляет Вакуленко.