Новый способ спасения
Что касается вкладов менее 100 тыс. евро, то они должны быть полностью защищены и неприкосновенны
О том, что вкладчики европейских банков, возможно, будут и в дальнейшем терять часть своих средств в случае банкротства европейских банков или при реструктуризации банковских систем, заявил председатель Еврогруппы, министр финансов Нидерландов Йерун Дейсселблум.
Пока таков результат поиска инструментов, с помощью которых европейские финансовые власти будут бороться с возможным кризисом в банковской сфере. Правда, как заметил Йерун Дейсселблум, выступая на заседании Комитета по экономическим и финансовым делам Европарламента, это коснется только владельцев вкладов свыше 100 тыс. евро, остальные будут защищены.
«Что касается вкладов менее 100 тыс. евро, то они должны быть полностью защищены и неприкосновенны», – цитирует председателя Еврогруппы ИТАР-ТАСС. На самом деле и сейчас в ЕС действует правило, по которому гарантии распространяются на вклады до 100 тыс. евро. Но никто не предлагал установить правило, по которому все депозиты, которые превышают эту сумму, становятся чем-то вроде подушки безопасности и могут быть подвергнуты сокращению ради спасения банка. Ирония заключается в том, что слушания, где выступал Дейсселблум, были практически полностью посвящены разбору программы антикризисной помощи Кипру, которую евродепутаты буквально разгромили, назвав ее «главным провалом Еврогруппы».
А между тем предложения Дейсселблума имеют своей основой как раз происходившее на Кипре. Именно там был применен метод «стрижки» банковских вкладов объемом свыше 100 тыс. евро, что вызвало бурю протестов на острове, негативную реакцию экспертов и ряда официальных лиц других стран, в частности России.
В Совете Европы обсуждается некое смягчение этой меры. Там предлагают подвергать «стрижке» депозиты свыше 100 тыс. евро в последнюю очередь, сообщает газета The Irish Times. То есть владельцы вкладов в банках будут иметь приоритет перед любыми другими кредиторами в случае наступления кризисной ситуации. Это правило под условным названием «депозитное предпочтение» предполагает, что до вкладчиков в банке доберутся только в самом конце, когда все другие инструменты спасения банков будут исчерпаны.
Вопрос о том, как действовать в случае кризиса банковской системы или крупного банка в той или иной стране Европы, а также каким образом гарантировать сохранность вкладов, является ключевым в процессе создания панъевропейского банковского союза, которое было инициировано лидерами стран в июне прошлого года.
До сих пор в случае возникновения проблем у банков принималось решение просто вливать в них дополнительные средства. С 2008 года, по данным Еврокомиссии, правительства европейских стран влили в банки 1,7 трлн евро. «Нам нужны способы борьбы с проблемой, потому что простое накачивание банков деньгами без возможности их рекапитализировать очень опасно», – говорит Йерун Дейсселблум.
По кипрской системе
Ранее предполагалось, что разрабатываемые правила управления банковским союзом Европы должны вступить в силу с 2018 года. Но события на Кипре подстегнули европейских чиновников. Глава ЕЦБ Марио Драги и еврокомиссар по финансам Олли Рен намерены ввести новый режим уже в 2015 году.
Если правила стрижки депозитов вступят в силу, вкладчики банков в таких странах, как Греция, Ирландия, Португалия, Испания, Италия, Словения, имеют шанс оказаться на месте кипрских вкладчиков. Напомним, европейские кредиторы в лице Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ потребовали от правительства Кипра наложить единовременный налог на владельцев депозитов двух крупнейших банков страны: Cyprus Popular Bank (Laiki) и Bank of Cyprus. Именно эти банки больше всех пострадали от списания части задолженности Греции. На их балансе было слишком много греческих облигаций, которые в одночасье превратились в макулатуру.
Таковы были условия предоставления финансовой помощи Кипру, оказавшемуся на грани банкротства. Изначально обсуждался вариант обложения налогом всех вкладчиков вне зависимости от размера депозитов. Но парламент Кипра не пропустил это предложение. В итоге было принято компромиссное решение, которое депутаты хоть и одобрили, но с большим трудом – 29 голосов «за» и 27 голосов «против». Все это время на Кипре не прекращались акции протеста вкладчиков.
Согласно этому компромиссу, вклады размером до 100 тыс. евро останутся в неприкосновенности, причем такие депозиты из банка Laiki будут переведены в Bank of Cyprus. Что касается остальных вкладов, то они будут значительно «пострижены». Кипру надо собрать около 13 млрд евро, вкладчики Laiki потеряют до 100% своих денег, а вкладчики Bank of Cyprus – от 40% до 60%.
Триллионы потерь
Допустим, что такой же сценарий может развернуться в Европе. Тогда потери банковских вкладчиков составят триллионы евро. Общий объем банковских депозитов в частном секторе в ЕС достигает 10,2 трлн евро, из них 6 трлн евро подпадает под системы гарантий государственных законов и законов ЕС. Если предположить, что после введения правила 100 тыс. евро эти 6 трлн останутся приблизительно неизменными, то под стрижку попадет 4,2 трлн евро. 40–60%, которые потеряют вкладчики на Кипре, означают потенциальную потерю от 1,68 трлн до 2,52 трлн евро.
Встает вопрос, насколько это законно. На Кипре множество вкладчиков обратилось в суд с требованием признать «стрижку» их депозитов неправомерной. Но юристы говорят, что шансов отстоять свои деньги при изменении правил игры очень мало. «Разумеется, вкладчики, потерявшие свои деньги, будут прибегать к судебной защите своих прав и законных интересов, однако при разрешении этих конфликтов суд во всяком случае будет исходить из лимита страхового возмещения, предусмотренного законодательством», – сказал газете ВЗГЛЯД управляющий партнер адвокатского бюро «Вишневский и партнеры» Герман Вишневский.
«Установленные государством гарантии безопасности вклада со временем могут пересматриваться, в том числе в связи с состоянием мировой экономики или новыми требованиями международных организаций, – отмечает юрист адвокатского бюро «Шабарин и партнеры» Игорь Вялов. – В таком случае защита нарушенных прав владельца вклада в институтах судебной системы того или иного европейского государства представляется весьма непростой задачей».