Экономика

28 мая 2013, 20:22

РЖД сокращают сотни нерентабельных поездов

Фото: ИТАР-ТАСС

«Дочка» РЖД – «Федеральная пассажирская компания» – намерена в этом году избавиться от 235 нерентабельных поездов дальнего следования. ФПК сэкономит на этом 3 млрд рублей. Причина оптимизации маршрутов – в резком сокращении субсидий от государства на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах.

«Федеральная пассажирская компания», которая является «дочкой» РЖД, оптимизирует 3 млрд рублей расходов за счет сокращения и неназначения 235 нерентабельных пассажирских поездов дальнего следования, сообщил генеральный директор компании, вице-президент РЖД Михаил Акулов.

Два безальтернативных сообщения – Тында – Комсомольск и Томск – Белый яр, которые являются убыточными для перевозчика – решено сохранить

Оптимизация маршрутной сети разработана в связи с уменьшением размера субсидий из федерального бюджета. Так, с 15 января 2013 года уже было отменено 18 круглогодичных нерентабельных поездов, в частности, Ярославль – Нижний Новгород, Пенза – Самара, Томск – Тайга, Ростов – Грозный.

С 1 июня 2013 года будет отменено еще 44 поезда, с 1 октября 2013 года по окончании летних перевозок – еще 13 поездов. Плюс 149 поездов, осуществляющих периодические рейсы в летнее время, не будут назначены, так как они показывают отрицательный финансовый результат. При этом будет добавлено 24 новых поезда на маршрутах, пользующихся наибольшим спросом.

Как сообщили в ФПК, отмечаются поезда по таким маршрутам: из Москвы в Ярославль, в Иваново, Астрахань, Назрань, Брянск, Киев, Омск – Кулунда, Барнаул – Рубцовск, Нижний Новгород – Новороссийск, Ижевск – Адлер, Чебоксары – Канаш, Назрань – Минеральные Воды, Нальчик – Прохладная и другие.

Впрочем, в ФПК отмечают, что, например, отмена трех ночных поездов из Ярославля в Москву нивелируется тем, что с февраля запущены три дневных фирменных поезда по этому маршруту, в том числе с 8 вагонами с сидячими местами. Такая же ситуация с отменой поезда Назрань – Москва: отменяется № 365/366, но вводится на этот маршрут скоростной поезд № 145/146, который сокращает время в пути почти на 6 часов.

По данным ФПК, при существующих тарифах вывести поезд на рентабельный уровень можно при условии, что он будет состоять из не менее 14 вагонов, а уровень вместимости будет не менее 70%. Но так как господдержка плацкартных перевозок сократилась, компания решила избавиться от поездов, которые не удовлетворяют этим требованиям.

В связи с оптимизацией нерентабельных поездов ФПК ожидает сокращения в этом году пассажиропотока на 3,5% на поездах дальнего следования в регулируемом сегменте. В предыдущие годы ФПК перевозила в основном 70 млн пассажиров в плацкартных и общих вагонах. Таким образом, можно ожидать сокращения числа пассажиров в плацкартных вагонах на 2,5 млн человек. Понятно, что сегмент купе, мягких и спальных вагонов, где РЖД самостоятельно устанавливают тарифы, не пострадает.

Сокращение поездов затрагивает все федеральные округа РФ. Однако по договоренности с правительством и РЖД два безальтернативных сообщения – Тында – Комсомольск и Томск – Белый яр, которые являются убыточными для перевозчика, решено сохранить. Так, в 2012 году курсирующий поезд № 363/364 Тында – Комсомольск принес 242,5 млн рублей убытков. Однако это единственный способ перемещения проживающих там граждан. В остальных случаях, где отменяются поезда дальнего следования, как отметили в пресс-службе ФПК, имеются альтернативные способы перемещения.

Эти два маршрута внесены в список из десятка железнодорожных маршрутов, компенсацию убыточности которых берет на себя федеральный бюджет из-за их особой важности.

Акулов предлагает на перевозках дальнего следования перейти от субсидирования пассажиров к субсидированию маршрутов. «Необходимо принять решение и выделить сегмент пассажирских перевозок, имеющих социальное значение вне зависимости от количества перевозимых пассажиров, и уйти в этом случае от субсидирования перевозки одного пассажира к субсидированию маршрута», – сказал он.

Почему

Главная причина оптимизации маршрутной сети – в сокращении объема субсидий для перевозок пассажиров в плацкартных и общих вагонах, в которых тарифы регулируются государством, объясняет Акулов.

#{smallinfographicleft=578784}В РЖД говорят о необходимости выделения для компенсации убытков в регулируемом сегменте (плацкарт и общие вагоны) около 36 млрд рублей субсидий в год. Однако уже с 2010 по 2012 год размер госсубсидий был сокращен с 36 до 30 млрд рублей, а на 2013 год из федерального бюджета решили выделить всего 13,2 млрд рублей. Это более чем в два раза ниже уровня субсидий 2012 года.

Поэтому ФПК начала искать недостающие деньги. Было решено, что 5 млрд рублей ФПК получит в уставный капитал за счет дивидендов РЖД. Еще около 5,1 млрд рублей будет получено за счет повышения тарифа в регулируемом сегменте на 20% вместо планируемых 10%. Таким образом, существенный рост цен на плацкартные и общие вагоны уже произошел в этом году.

Однако правительство решило все-таки выделить ФПК еще 10 млрд рублей дополнительных субсидий от государства. То есть субсидии составят 23,2 млрд рублей вместо 30 млрд в прошлом году и вместо 36 млрд рублей, необходимых компании. ФПК добилась этих субсидий, пожаловавшись, что из-за их сокращения финансовый план на 2013 год впервые был утвержден с убытком 6,5 млрд рублей и пришлось сократить инвестпрограмму. Из-за уменьшения инвестпрограммы РЖД смогли бы закупить у Тверского вагоностроительного завода всего лишь 300 пассажирских вагонов, что составляет 50% от полной загрузки предприятия. Профсоюз завода переживал, что это закончится массовым увольнением.

В итоге в марте правительственная комиссия по транспорту под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича посчитала допсубсидии в 10 млрд рублей обоснованными. Их выделение уже одобрено Госдумой в третьем чтении, ожидается принятие решения президентом.

«Поэтому те 10 млрд рублей в случае утверждения президентом будут направлены на обнуление убытков и на инвестпрограмму компании на 2013 год», – заявил Акулов.

Получается, что ФПК нашла в общей сложности 33 млрд рублей. Однако все равно не хватает 3 млрд рублей, говорит Акулов. Их компания и собирается получить за счет оптимизации расходов на курсирование нерентабельных поездов. «3 млрд рублей из суммы в 36 млрд рублей – это то, что мы должны сделать сами, сократить маршрутную сеть там, где не достигается эффект от госрегулирования тарифов в силу малой емкости перевозки пассажиров», – отметил Акулов.

«У ФПК немного вариантов получения недостающих 3 млрд рублей, сокращение и отмена нерентабельных пассажирских поездов дальнего следования является наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации», – считает эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Александра Мальцева. При этом всплеска недовольства, считает она, не будет, так как под сокращение попадают исключительно короткосоставные поезда с малым числом пассажиров и по этим направлениям можно воспользоваться услугами автобусных перевозчиков.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Белоруссии определили районы боевого дежурства комплекса «Орешник»
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов