Экономика

28 мая 2013, 20:22

РЖД сокращают сотни нерентабельных поездов

Фото: ИТАР-ТАСС

«Дочка» РЖД – «Федеральная пассажирская компания» – намерена в этом году избавиться от 235 нерентабельных поездов дальнего следования. ФПК сэкономит на этом 3 млрд рублей. Причина оптимизации маршрутов – в резком сокращении субсидий от государства на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах.

«Федеральная пассажирская компания», которая является «дочкой» РЖД, оптимизирует 3 млрд рублей расходов за счет сокращения и неназначения 235 нерентабельных пассажирских поездов дальнего следования, сообщил генеральный директор компании, вице-президент РЖД Михаил Акулов.

Два безальтернативных сообщения – Тында – Комсомольск и Томск – Белый яр, которые являются убыточными для перевозчика – решено сохранить

Оптимизация маршрутной сети разработана в связи с уменьшением размера субсидий из федерального бюджета. Так, с 15 января 2013 года уже было отменено 18 круглогодичных нерентабельных поездов, в частности, Ярославль – Нижний Новгород, Пенза – Самара, Томск – Тайга, Ростов – Грозный.

С 1 июня 2013 года будет отменено еще 44 поезда, с 1 октября 2013 года по окончании летних перевозок – еще 13 поездов. Плюс 149 поездов, осуществляющих периодические рейсы в летнее время, не будут назначены, так как они показывают отрицательный финансовый результат. При этом будет добавлено 24 новых поезда на маршрутах, пользующихся наибольшим спросом.

Как сообщили в ФПК, отмечаются поезда по таким маршрутам: из Москвы в Ярославль, в Иваново, Астрахань, Назрань, Брянск, Киев, Омск – Кулунда, Барнаул – Рубцовск, Нижний Новгород – Новороссийск, Ижевск – Адлер, Чебоксары – Канаш, Назрань – Минеральные Воды, Нальчик – Прохладная и другие.

Впрочем, в ФПК отмечают, что, например, отмена трех ночных поездов из Ярославля в Москву нивелируется тем, что с февраля запущены три дневных фирменных поезда по этому маршруту, в том числе с 8 вагонами с сидячими местами. Такая же ситуация с отменой поезда Назрань – Москва: отменяется № 365/366, но вводится на этот маршрут скоростной поезд № 145/146, который сокращает время в пути почти на 6 часов.

По данным ФПК, при существующих тарифах вывести поезд на рентабельный уровень можно при условии, что он будет состоять из не менее 14 вагонов, а уровень вместимости будет не менее 70%. Но так как господдержка плацкартных перевозок сократилась, компания решила избавиться от поездов, которые не удовлетворяют этим требованиям.

В связи с оптимизацией нерентабельных поездов ФПК ожидает сокращения в этом году пассажиропотока на 3,5% на поездах дальнего следования в регулируемом сегменте. В предыдущие годы ФПК перевозила в основном 70 млн пассажиров в плацкартных и общих вагонах. Таким образом, можно ожидать сокращения числа пассажиров в плацкартных вагонах на 2,5 млн человек. Понятно, что сегмент купе, мягких и спальных вагонов, где РЖД самостоятельно устанавливают тарифы, не пострадает.

Сокращение поездов затрагивает все федеральные округа РФ. Однако по договоренности с правительством и РЖД два безальтернативных сообщения – Тында – Комсомольск и Томск – Белый яр, которые являются убыточными для перевозчика, решено сохранить. Так, в 2012 году курсирующий поезд № 363/364 Тында – Комсомольск принес 242,5 млн рублей убытков. Однако это единственный способ перемещения проживающих там граждан. В остальных случаях, где отменяются поезда дальнего следования, как отметили в пресс-службе ФПК, имеются альтернативные способы перемещения.

Эти два маршрута внесены в список из десятка железнодорожных маршрутов, компенсацию убыточности которых берет на себя федеральный бюджет из-за их особой важности.

Акулов предлагает на перевозках дальнего следования перейти от субсидирования пассажиров к субсидированию маршрутов. «Необходимо принять решение и выделить сегмент пассажирских перевозок, имеющих социальное значение вне зависимости от количества перевозимых пассажиров, и уйти в этом случае от субсидирования перевозки одного пассажира к субсидированию маршрута», – сказал он.

Почему

Главная причина оптимизации маршрутной сети – в сокращении объема субсидий для перевозок пассажиров в плацкартных и общих вагонах, в которых тарифы регулируются государством, объясняет Акулов.

#{smallinfographicleft=578784}В РЖД говорят о необходимости выделения для компенсации убытков в регулируемом сегменте (плацкарт и общие вагоны) около 36 млрд рублей субсидий в год. Однако уже с 2010 по 2012 год размер госсубсидий был сокращен с 36 до 30 млрд рублей, а на 2013 год из федерального бюджета решили выделить всего 13,2 млрд рублей. Это более чем в два раза ниже уровня субсидий 2012 года.

Поэтому ФПК начала искать недостающие деньги. Было решено, что 5 млрд рублей ФПК получит в уставный капитал за счет дивидендов РЖД. Еще около 5,1 млрд рублей будет получено за счет повышения тарифа в регулируемом сегменте на 20% вместо планируемых 10%. Таким образом, существенный рост цен на плацкартные и общие вагоны уже произошел в этом году.

Однако правительство решило все-таки выделить ФПК еще 10 млрд рублей дополнительных субсидий от государства. То есть субсидии составят 23,2 млрд рублей вместо 30 млрд в прошлом году и вместо 36 млрд рублей, необходимых компании. ФПК добилась этих субсидий, пожаловавшись, что из-за их сокращения финансовый план на 2013 год впервые был утвержден с убытком 6,5 млрд рублей и пришлось сократить инвестпрограмму. Из-за уменьшения инвестпрограммы РЖД смогли бы закупить у Тверского вагоностроительного завода всего лишь 300 пассажирских вагонов, что составляет 50% от полной загрузки предприятия. Профсоюз завода переживал, что это закончится массовым увольнением.

В итоге в марте правительственная комиссия по транспорту под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича посчитала допсубсидии в 10 млрд рублей обоснованными. Их выделение уже одобрено Госдумой в третьем чтении, ожидается принятие решения президентом.

«Поэтому те 10 млрд рублей в случае утверждения президентом будут направлены на обнуление убытков и на инвестпрограмму компании на 2013 год», – заявил Акулов.

Получается, что ФПК нашла в общей сложности 33 млрд рублей. Однако все равно не хватает 3 млрд рублей, говорит Акулов. Их компания и собирается получить за счет оптимизации расходов на курсирование нерентабельных поездов. «3 млрд рублей из суммы в 36 млрд рублей – это то, что мы должны сделать сами, сократить маршрутную сеть там, где не достигается эффект от госрегулирования тарифов в силу малой емкости перевозки пассажиров», – отметил Акулов.

«У ФПК немного вариантов получения недостающих 3 млрд рублей, сокращение и отмена нерентабельных пассажирских поездов дальнего следования является наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации», – считает эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Александра Мальцева. При этом всплеска недовольства, считает она, не будет, так как под сокращение попадают исключительно короткосоставные поезда с малым числом пассажиров и по этим направлениям можно воспользоваться услугами автобусных перевозчиков.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Khaosod: Боестолкновения происходят вдоль границы Таиланда с Камбоджей
Темы дня

Евросоюз вступил с США в войну идеологий

Еврокомиссия наложила штраф на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) в размере 120 млн евро. Это событие вызвало шквал критики со стороны американских властей. По мнению экспертов, произошедшее обнажает глубокий идеологический раскол между США и ЕС. К чему приведет «цифровое» противостояние на Западе и почему лицом этого конфликта отчаянно стремятся стать европейские «Зеленые»?

Латвию стократ наказали за украденный «Дом Москвы»

Латвию заставили расплатиться за грабеж российской государственной собственности. Прибалтийская республика незаконно экспроприировала находившийся в Риге «Дом Москвы», но на уходящей неделе решением российского суда удалось добиться возмещения, причем в стократном размере. Как такое произошло?

Ушаков сообщил о готовности США к «железобетонному соглашению» с Россией

Кэти Перри подтвердила отношения с экс-премьером Канады Трюдо

Макрон пригрозил Китаю введением пошлин

Новости

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

Крупнейшие дипломаты ЕС в панике, заявил глава РФПИ, спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев, комментируя слова главы МИД Польши Радослава Сикорского.

Рар: Американцы ответят на цензуру сети Х идеологическими ударами по Европе

Столкновение идеологий США и Европы усиливается. Брюссель надеется, что правый поворот в Штатах будет подавлен американским глубинным государством. Пока же ЕС старается ограничить влияние Белого дома на собственную политику, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Александр Рар. Ранее Еврокомиссия наложила на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) штраф в размере 120 млн евро по закону о цифровых услугах.

Китай потребовал от Японии прекратить клевету на НОАК

КНР требует от Японии прекратить клеветническую кампанию в отношении действий Народно-освободительной армии Китая (НОАК), заявил официальный представитель ВМС НОАК Ван Сюэмэн.

ВС России нанесли групповой удар возмездия по Украине

Вооруженные силы России нанесли групповой удар по территории Украины в ответ на атаки по гражданским объектам в России, сообщили в Минобороны РФ.

Российские войска освободили харьковскую Кучеровку и Ровное в ДНР

Российские подразделения освободили населённые пункты Кучеровка в Харьковской области и Ровное в Донецкой Народной Республике, сообщили в Минобороны РФ.

FT: Замороженные активы России в ЕС могут заблокировать навсегда

Российские активы, замороженные в Евросоюзе, могут остаться недоступными для Москвы на неопределенный срок из-за найденной в законодательстве ЕС правовой лазейки, пишет газета Financial Times.

Опрос показал рекордное недовольство немцев работой правительства

Доля жителей Германии, выразивших недовольство работой правительства, достигла рекордных 70%, а рейтинг канцлера снизился до 23%, свидетельствуют данные нового социологического опроса, проведенного институтом INSA для немецкой газеты Bild.

Илон Маск назвал Европу Четвертым рейхом

Американский предприниматель Илон Маск назвал Европу Четвертым рейхом.

Почти половина швейцарцев захотела ограничить численность населения страны

Почти половина граждан Швейцарии поддерживает идею ограничить население страны 10 млн человек, следует из опроса компании Tamedia для издания 24heures.

ВСУ взорвали дамбу в ДНР в попытке помешать продвижению российских войск

Дамба в селе Приволье в ДНР взорвана украинскими военными, которые таким образом пытаются помешать продвижению российских войск, сообщают украинские СМИ.

Минск объяснил участие сыновей Лукашенко в переговорах в Омане

Присутствие Виктора и Николая Лукашенко на переговорах президента Белоруссии Александра Лукашенко в Омане подчеркнуло особый статус диалога и стало знаком уважения к двусторонним отношениям, заявила пресс-секретарь главы государства Наталья Эйсмонт.

Число обращений на прямую линию с Путиным превысило 350 тыс.

За первую неделю приема вопросов на прямую линию с президентом России Владимиром Путиным поступило более 350 тыс. обращений, большинство из них касается социальной политики и спецоперации на Украине, такие данные приводятся в эфире «Первого канала».
Мнения

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов